Портал Северного Кавказа

rossija 2017 52 stavropol triumfalnaja arka tiflisskie vorota kartochka s lit v

Ср08212019

16+16+

banner2

В жаркие дни августа мечтается о хорошем дождике. Если его долго нет, то надо его зазвать. О том, какими обрядами зазывали дождь древние адыги, мы расскажем в этой статье.

Из многочисленных обрядов вызывания дождя на наш взгляд самым интересным выступает обряд «Хьэцэгуащэ» или «Хьэнцэгуащэ» (букв.: княгиня-лопата или кукла-лопата). Участники обряда, сооружали «чучело» из двух палок, в виде креста, наряжали его в женское платье, обматывали верх платком, что символизировало лицо. С этой куклой ходили по селу, распевая песни и обливаясь водой. В конце шествия участники обряда оставляли эту куклу в реке, придавив ее большим камнем, и отправлялись к какому-либо священному дереву, где при большом скоплении людей совершалась молитва о ниспослании дождя и приносилась жертва богу грозы.

Подробнее ...

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа, приурочен к большой церковной дате - Преображению Господню. В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. По легенде, для поддержания веры в учениках Своих, когда они увидят Его страдания, Иисус Христос показал им Свой божественный лик.

Подробнее ...

С художником Исламом Курмановым знакомство произошло почти случайно. Не получилось пройти мимо его картин, стоявших в ряд рядом со стилизованной юртой на ногайском подворье, установленном на Крепостной горе в Ставрополе во время «Студенческой весны стран БРИКС и ШОС». Небольшой вернисаж живописных полотен радовал глаз нежными красками и причудливыми образами суровых древних кочевников, вольных быстроногих скакунов, бескрайних степных просторов. Молодой человек вышел из юрты в ярко-синем национальном костюме и рассказал о своем творчестве. Правда, чтобы понять душу ногайского художника, потребовалось гораздо больше времени, чем короткая экскурсия скромного автора, не привыкшего к большой славе.

Подробнее ...

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса - Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый). Самый первый Спас августа неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста. В основе первого Спаса - праздник с длинным названием - Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Традиция отмечать его пришла к нам из Константинополя - именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси.

Подробнее ...

Вот уже третье лето подряд воспитанников военно-патриотического клуба «Гром» имени Героя СССР А.Л. Титенко Солнечнодольского хуторского казачьего общества поощряют поездками по местам боевой славы, наглядно знакомят с историей и подвигами нашего народа. В 2017 году был Волгоград, в прошлом – Севастополь, а этот год запомнится ребятам пропитанными героизмом Минском и Брестом.

Подробнее ...

Круглый стол «Продвижение культурно-познавательных маршрутов, связанных с историей казачества» прошел в рамках всероссийской выставки туристских маршрутов «Дорогами казаков» в Кисловодске. 

Подробнее ...

В конце июня – начале июля удмурты отмечают свой национальный праздник – Гербер. В этот день удмурты благодарили бога за удачно проведенные весенние земледельческие работы и просили хорошего урожая. Раньше дату этого праздника определяли не по календарю, а ориентируясь на погоду, звезды и состояние травы. Обычно это происходило после второй недели Инвожо – летнего солнцестояния.

Подробнее ...

Лето - сезон шашлыков. Это одно из самых любимых и демократических блюд народов всего мира. В Японии оно известно как якитори, в странах Ближнего Востока — кебаб, у нас же — это всеми любимый шашлык. Различается он не только названиями, но и базовым продуктом, маринадами и соусами. Предлагаем несколько оригинальных рецептов шашлыка, которые стоит попробовать.

Длинный мцвади (грузинская кухня)

Ингредиенты: 1 кг говядины (вырезки), 50 мл растительного масла, черный молотый перец, соль, 500 г помидоров, 100 г зеленого лука, кинза, базилик.

Говяжью вырезку зачистить от пленок и целиком во всю длину вдоль надеть на вертел. Чтобы мясо во время жаренья сохраняло форму и не сокращалось, его необходимо плотно привязать к вертелу суровой ниткой.
Обжарить, как обычный шашлык, над углями без пламени, периодически вращая, предварительно (или в процессе обжаривания) обмазать растительным маслом.Готовое мясо снять с вертела, нарезать, как колбасу, поперек волокон, с небольшим скосом ломтиками толщиной 1,5 см, посолить, поперчить и подавать с зеленым луком, кинзой, базиликом, обжаренными целиком на вертеле помидорами.

Каварма-кебаб из свинины (болгарская кухня)

Ингредиенты: 2,5 кг свинины, 200 г свиного сала, 150 г зеленого лука, 150 мл воды, 200 мл белого сухого вина, черный и красный молотый перец, соль.

Нежирную свинину нарезать мелкими кусочками, обжарить на свином сале и вынуть на тарелку. В оставшемся жире обжарить мелко нарезанный зеленый лук, посолить, добавить красный и черный молотый перец, влить немного воды, белое сухое вино, снова положить мясо и варить на слабом огне, пока не выпарится жидкость. Подавать каварма-кебаб с мелко рубленным репчатым луком и зеленью петрушки, добавив немного острого стручкового перца.

Кебаб (азербайджанская кухня)

Ингредиенты: 2,5 кг молодой баранины, зеленый лук с головками, чеснок с зеленым пером, стебли базилика, кинзы, эстрагона, мяты.

Молодую баранину разрубить на кусочки с косточками и хрящами,мариновать в течение 3 ч (в нарезанном колечками луке с добавлением соли и перца), нанизать на шампуры (отряхнув от соли, пряностей и лука) и обжарить над раскаленными углями, все время переворачивая. К кебабу подать пряную зелень, разложить ее на пучки, чтобы в каждом было по одному сорту зелени и по два стебля зеленого лука.

Кебаб из перепелок по-узбекски

Ингредиенты: 2 перепелки или куропатки, соль, ажгон, черный молотый перец, мука.

Очищенных и выпотрошенных перепелок или куропаток залить на 15 мин подсоленной водой. Затем снять кожу, обмакнуть тушки в горячее топленое масло, посыпать ажгоном, черным перцем, обвалять в муке и нанизать на шпажки.Жарить над углями или в духовке на проволочной сетке, время от времени посыпая тушки мукой, особенно когда из них начнет выделяться сок. Самый вкусный кебаб получается, если перепелок жарить над углями из можжевельника.

Лищапак (шашлык по-адыгейски)

Ингредиенты:1 кг баранины, чеснок, перец, соль.

Мякоть баранины нарезать кусками по 40-60 г, отбить деревянным молоточком, нанизать на шампур и жарить над раскаленными углями до образования румяной корочки, все время поворачивая шампур и поливая мясо раствором соли с чесноком и перцем. Затем переложить мясо в кастрюлю, влить немного бульона и тушить до готовности.Подавать с крутой кашей.

Молочный кебаб (болгарская кухня)

Ингредиенты:1 кг баранины, 500 мл молока, корица, черный молотый перец, соль.

Мякоть баранины нарезать кусочками по 30-40 г, посолить, посыпать черным молотым перцем и выдержать 1-2 ч. В кастрюлю влить молоко, довести до кипения, положить мясо и варить 20 мин.Затем мясо нанизать на вертел и поджарить на решетке, время от времени поливая молоком. Готовый кебаб посыпать корицей.

Шашлык по-армянски

Ингредиенты:500 граммов свиной корейки, 100 граммов бараньего сала, лимон, три луковицы, чайная ложка молотого черного перца, 20 граммов соли.

Мясо нарезать, смешать куски с перцем, солью, луком, порезанным кольцами, и лимонным соком. Убрать на ночь в холодильник.Надеть мясо на шампуры вперемешку с луковыми кольцами. Жарить до готовности, смазывая бараньим салом.Подавать со свежей зеленью.

Шашлык по-цыгански

Ингредиенты: 500 г телятины, 500 г свинины, 250 г репчатого лука, соль, перец.Для гарнира: 10 помидоров, 300 г брынзы.

Классической цыганской кухни не существует, но принципы приготовления пищи у цыган близки к венгерской, румынской и частично болгарской кухне.

Для шашлыка взять мякоть и вырезку телятины и свинины.Нарезать мясо кубиками 3х3 см, нанизать их, чередуя телятину и свинину, на вертел, быстро обжарить на решетке, потом посолить и поперчить.На гарнир - помидоры, фаршированные луком или брынзой (если с брынзой, то сырые, если с луком, то печеные).

Гарнир: вынуть чайной ложкой сердцевину из помидора и начинить его мелко порезанным репчатым луком, посолить, запечь в разогретой духовке в течение 5-7 мин, а если духовка очень горячая, то и того меньше.Вынутую из помидора начинку разболтать с сырым яйцом, а потом залить эту смесь обратно в помидор, положив внутрь веточку зелени, немного перца и соли, и снова запечь.

Шашлык по-чабански

Ингредиенты: молодой барашек, чеснок, тмин.

Молодого барашка освежевать, желудок освободить и начинить мясом. Затем зашить и закопать внутрь костровой ямы.Держать под золой в течение суток без всякого предварительного маринада и лука, только с чесноком и тмином.Все это время костер разводится и горит как обычно.Существует вариант того же шашлыка: порубленное мясо барашка завернуть в его собственную шкуру и закопать в костер до утра.Утром раскопать и можно есть.

Шашлык степной

Ингредиенты:2 кг баранины, 4 луковицы, 4 дольки чеснока, 50 г зелени, черный молотый перец, соль.

Баранину нарезать полосками длиной 10-15 см, уложить на них фарш, завернуть, нанизать на шпажки и жарить над углями.При подаче посыпать зеленью.Фарш: репчатый лук, чеснок, зелень мелко порубить, заправить перцем, солью и тщательно перемешать.

Это интересно.

А вы знаете, что армянский традиционный хлеб лаваш вошел в Список ЮНЕСКО как объект нематериального культурного наследия? Слово «лаваш» состоит из древнеармянских корней «лав» («хороший») и «хаш» («еда»). Армяне пекут его на протяжении многих веков как у себя на родине, так и по всему миру.

Подробнее ...

Казаки всегда были не только успешными воинами, но и успешными фермерами. Работа на земле – один из традиционных для них видов деятельности. Сегодня в аренде у казачьих обществ Ставропольского округа находятся почти 67 тысяч гектар ставропольских сельскохозяйственных земель. Это пастбища, сенокосы и, конечно, пашни.

Подробнее ...

Праздник отмечают в ночь на седьмое июля, которую в народе считают особенной – только в эту ночь можно найти мистический цветок папоротника, который принесет человеку счастье и богатство.

Подробнее ...

Адыги, черкесы, кабардинцы, шапсуги – все это разные этнонимы, которые вошли в обиход в силу ряда обстоятельств, но в действительности обозначают один народ – коренных жителей Кавказа – адыгов (черкесов). Черкесская диаспора сегодня проживает почти в 50 странах мира и насчитывает до 6 миллионов человек. Из них, согласно переписи населения 2010 года, чуть более 700 тысяч человек – граждане России. У нас черкесы компактно проживают на территории шести субъектов: это Республика Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Моздокский район Северной Осетии, Краснодарский край и Ставрополье.

При этом в отличие от других стран, где адыгов по существу не признают в качестве отдельного народа, имеющего права на создание собственного национально-территориального образования, Россия для них – историческая родина, и в трех территориях (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария и Адыгея) черкесы являются одной из титульных наций. Они имеют свой флаг, язык, школы, научные и культурные центры и так далее.

В этой связи логично будет говорить, что задача по сохранению национальной идентичности, которая актуальна для любого малого народа, в России черкесам представляется более реальной и выполнимой. Более того, она действительно решается силами активистов. Мы видим это на примере Ставропольского края. С 2005 года у нас действует Ставропольская краевая общественная организация Черкесский культурный центр «Адыги». О том, как именно черкесы сохраняют свою культуру, традиции и язык, нам рассказал руководитель центра Юрий Шебзухов.

Я ощущаю себя ставропольцем

Юрий Ибрагимович родился и вырос в ауле Али-Бердуковском Хабезского района КЧР. Это довольно большое поселение с населением около пяти тысяч человек. Семья у Юрия Шебзухова тоже большая, он рос с матерью, бабушкой и четырьмя сестрами. В 17 лет окончил школу и поступил в Карачаево-Черкесский технологический институт (ныне Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия) на факультет промышленного и гражданского строительства. Став дипломированным инженером-строителем, устроился работать в черкесский филиал ставропольской компании, а в 2004 году руководство заметило активного и целеустремленного сотрудника и пригласило его в Ставрополь, в «головной» офис. Так он и оказался здесь.

Сейчас у Юрия Ибрагимовича уже своя фирма, занимающаяся строительством и торговлей стройматериалами. Есть семья, дети. Спустя 15 лет жизни в Ставрополе он говорит, что давно ощущает себя ставропольцем, любит этот город, край. При этом практически каждые выходные ездит в родной аул, и судьба своего народа его очень волнует.

Основная цель – сближение людей

Вспоминая о том, как начал заниматься общественной деятельностью, Юрий Шебзухов говорит, что вовсе не планировал этого, все получилось само собой. В то время – 2010-2011 годах, он с головой ушел в работу, много разъезжал, занимался развитием филиалов. Просто однажды вдруг родилась определенная идея: захотелось сблизить Ставрополье с черкесскими республиками, познакомить людей с уникальной адыгской культурой.

– В то время у нас сложилась небольшая группа друзей, молодых парней-черкесов, человек пять, – вспоминает Юрий Шебзухов. – Однажды, в разговоре, затронув национальную тему, мы обнаружили для себя, что у нас в крае нет какой-то национальной черкесской организации. Она была, но только на бумаге, а по факту своих задач не выполняла. Тогда мы решили присоединиться к этой организации и, так сказать, оживить ее деятельность. Я ее возглавил.

Постепенно активистов становилось больше, к центру начала подтягиваться молодежь, студенты. Работа закипела.

– Нашу основную миссию мы видим в сближении людей, культур, – говорит Юрий Шебзухов. – Все наши мероприятия направлены на знакомство Ставрополья с республиками, в которых проживают черкесы, а республик – со Ставропольем. Между людьми не должно быть непонимания и антагонизма.

Ставропольцам активисты центра «Адыги» хотят показать, что КЧР, КБР, Адыгея – открытые республики, туда можно ездить, отдыхать, делать бизнес. Молодых же черкесов, которые приезжают на Ставрополье, центр старается брать под опеку, чтобы им проще было влиться в новое для них общество, коммуницировать с людьми, находить общий язык.

Национальных конфликтов с участием черкесов у нас не возникает

По словам Юрия Ибрагимовича, сложностей во взаимоотношении ставропольцев и приезжающих на учебу черкесов нет. Адыги – очень открытый народ, и конфликтов с явным национальным характером за все эти годы, пока он руководит общественной организацией, не было.

– Можно насчитать пару случаев, которые я бы назвал просто недопониманием, – рассказывает Юрий Шебзухов. – Например, был один смешной момент. В Нальчике закрыли школу милиции, и многие студенты одним махом приехали учиться в Ставрополь. Они все были знакомы и соответственно держались вместе, дружили. Однажды пошли гулять большой толпой, человек 30. В итоге их задержала полиция, решив, что они что-то замышляют. Потом все, конечно, выяснилось и сейчас этот случай можно вспоминать с улыбкой.

В этом плане профилактическими можно назвать мероприятия, проводимые культурным центром: молодежь часто собирают, организуют встречи, в том числе межнациональные.

– Чтобы молодые люди общались, видели, что у нас есть адыгское сообщество, что к черкесам хорошо относятся, и в тоже время, чтобы они понимали, что любое их негативное поведение может плохо сказаться на этой гармонии, – поясняет Юрий Шебзухов.

Уникальный пример сохранения этнической общности адыгов

Сегодня на Ставрополье, по подсчетам Юрия Шебзухова, проживает около 15 тысяч представителей адыгского народа. Из них половина – выходцы из КБР и КЧР (студенты и те, кто уезжают из республик в поисках лучшей жизни), и еще 6-7 тысяч – моздокские кабардинцы, живущие в Курском районе. Например, в селе Серноводском они составляют более 90% населения, и это поселение Юрий Ибрагимович называет уникальным.

– Интересно, что половина населения – православные кабардинцы, а другая половина – мусульмане. Мы туда часто ездим, каждую осень там проходит фестиваль адыгской культуры, и каждый раз восхищаемся, как дружно они там живут, – подчеркнул Юрий Шебзухов.

Действительно, казалось бы, невозможная вещь. Один народ, один этнос, но две общины и два вероисповедания. При этом на протяжении уже многих лет они живут по общим адыгским законам, сохраняя этническую общность, обычаи и традиции.

Черкесская культура – для всех

Свою миссию по сближению народов Ставропольский краевой черкесский культурный центр «Адыги» выполняет, постоянно проводя самые разные мероприятия.

Например, этим летом уже успели свозить в Ставрополь на экскурсию около ста детей из двух карачаево-черкесских аулов: воспитанников ансамбля «Сатаней» из родного аула Шебзухова и школьников из аула Адыге-Хабль. Ребят водили по музеям, паркам, катали на каруселях, в общем, устроили им веселый и познавательный отдых. По словам Юрия Ибрагимовича, такие просветительские поездки будут обязательно продолжаться.

Для более взрослой молодежи регулярно проводятся студенческие танцевальные вечера в черкесских традициях. Они совершенно открытые, их может посетить любой желающий. Так сами черкесы, которые уезжают на учебу в незнакомый город, не забывают о своей этнической принадлежности, а представители других народов имеют возможность не просто увидеть, но и окунуться в эту своеобразную культуру.

Черкесские молодежные вечера называются «Джэгу» и проходят по четким правилам. Парни и девушки выстраиваются вдоль стен: юноши слева, девушки справа. В зале находятся специальные «распорядители», которые приглашают пары, а затем провожают танцоров на свои места. Это похоже на увлекательную игру (собственно, в переводе с адыгского «джэгу» означает «игрище») и выглядит очень красиво и, что самое главное, привлекает все больше молодежи.

– Этой традиции много веков, в старину такие вечера проводились во время свадеб как раз для знакомства молодежи между собой. После танцев молодой человек мог прийти в дом приглянувшейся девушки и в присутствии родственников продолжить общение. Тогда по-другому нельзя было. Сейчас конечно проще, но хочу отметить, что такое поведение и метод знакомства у черкесов и сегодня в ходу и даже приветствуется, – говорит Юрий Шебзухов.

Сохранять культуру – значит сохранять язык

Особое внимание культурный центр уделяет сохранению черкесского языка. Уже два года на базе Дома Дружбы ЧКЦ «Адыги» организует курсы кабардинского языка – одной из двух разновидностей черкесского. Имеются специальные учебники, изданные в КБР, а преподает уроки Мария Хаткова – учительница, много лет преподававшая черкесский язык в КЧР.

– К моему счастью я рос в родной языковой среде и учился в национальной школе, где преподавание родного языка и письменности входило в обязательную программу. Поэтому я и говорю, и пишу на черкесском свободно. А ведь есть дети, которые родились в Ставрополе и языка не знают совсем, но хотят выучить. Или они его понимают, слышат от родителей, но сами не говорят. У всех по-разному, – отметил Юрий Шебзухов.

Посещают курсы 15-20 человек. Может это и не очень много, но, главное, результаты есть. В прошлом году специально для них Юрий Шебзухов привозил детский театр из КЧР. Спектакль «Великан и украденный огонь» ребятам показывали на родном языке, который они уже смогли понять.

Ставропольский культурный центр «Адыги», кстати, первым в России начал прививать детям родной язык вне республик. Своим примером ставропольцы показали, что это реально, и сегодня курсы по изучению черкесского языка открыты и в других регионах.

– Язык надо всячески сохранять, ведь это отражение нашей ментальности, нашей культуры, – считает Юрий Шебзухов.

Ставропольцев продолжат знакомить с творчеством черкесов

Черкесское театральное искусство пришлось по вкусу не только детям, но ставропольцам разных возрастов. В 2018 году центр приглашал в Ставрополь Черкесский драматический театр имени М. О. Акова. Ставили спектакль, посвященный памяти героя СССР Умара Хабекова, который погиб во время Великой Отечественной войны. Спектакль был на русском языке, совершенно бесплатный и, что порадовало организаторов, собрал полный зал.

– Наша цель – не провести мероприятие исключительно для своих, а познакомить ставропольцев с черкесской культурой. Поэтому, распространяя билеты, мы старались сделать так, чтобы зритель получился как можно более интернациональным. И это удалось.

Также приезжал кабардинский театр со спектаклем «Ханума». Устраивали встречу с режиссером Владимиром Битоковым с показом его фильма на черкесском языке «Глубокие реки». Проводили фестиваль адыгской культуры, на котором жители Ставрополя аплодировали известному государственному академическому ансамблю народного танца «Нальмэс» из Адыгеи. Видя такой отклик, активисты центра «Адыги» строят новые планы. Если все удастся, то осенью нас ждет несколько интересных событий.

Например, есть задумка привезти ансамбль этнической музыки «Бзэрабзэ» из КБР, музыканты которого играют на традиционных музыкальных инструментах адыгов. Еще Юрий Шебзухов хочет пригласить режиссеров-сокуровцев – выпускников режиссерской мастерской Александра Сокурова в Нальчике, устроить кинопоказ и разговор по душам. А еще показать ставропольцам классику Чехова на черкесском языке. Для этого каждому зрителю театра, которые не знают языка, выдадут индивидуальные передатчики для синхронного перевода.

– Я бы хотел, чтобы культурный обмен был более интенсивным. Чтобы здесь люди привыкли к адыгской культуре, а в республиках знали, что отсюда тоже могут приехать театры, артисты, концерты. Это неотъемлемая часть жизни нашего общества. Мы будем к этому стремиться, – подчеркнул Юрий Шебзухов.

Оксана Петренко

Страница «Тифлисские ворота» в газете «МК-Кавказ №30 17-24 июля 2019 г.

Подробнее ...

Страница 1 из 3

Новости

290
20 августа, 2019

Ставропольские поисковики ищут родственников солдата из села Благодатного

В ходе поисковых мероприятий в Смоленской области поисковый отряд «Патриот» города Демидова обнаружил останки воина…
317
20 августа, 2019

Лучших казачат Курского района наградили шашкой

В станице Курская на территории детского оздоровительно–образовательного центра «Звёздный» состоялись X районные…
316
20 августа, 2019

Как тотемы, клады и «казачий вар» готовят казачат села Подлужного к защите Отечества

В хуторе Красная Балка прошли военно-полевые сборы казачат детской организации «Сокол» села Подлужного. В течение трех…
391
19 августа, 2019

Цыгане Ставрополья широко празднуют яблочный Спас

Православный праздник Преображения Господня особо почитаем цыганским народом. По старинной традиции взрослые и дети…
414
19 августа, 2019

Адыги Ставрополя поздравили соотечественников со 175-летием аула Кургоковского Краснодарского края

Прошедшие выходные отметились большим праздником в черкесском ауле Кургоковском Успенского района Краснодарского края.…
349
19 августа, 2019

Ставропольские поисковики стали участниками фестиваля «Заоблачный фронт 2019»

На территории села Архыз Карачаево-Черкесской Республики прошел военно-исторический фестиваль «Заоблачный фронт 2019»,…
407
19 августа, 2019

Двухдневным праздником отметило 30-летие возрождения Ессентукское городское казачье общество

Минувшие выходные ознаменовались большим двухдневным праздником в честь 30-летия Ессентукского городского казачьего…
436
15 августа, 2019

Юные черкесы из Ставрополья изучили родную культуру в летнем лагере КБР

Ставропольская краевая общественная организация «Черкесский культурный центр «Адыги» отправила семерых своих ребят в…
437
13 августа, 2019

Завершил работу летний детский лагерь при армянской национально-культурной автономии Ставрополя «Наири»

Целый месяц дети занимались в летнем лагере, организованном армянской национально-культурной автономии г. Ставрополя…