Лента новостей

Нацпроект «Инфраструктура для жизни» улучшит водоснабжение 390 тысяч ставропольцев

13 ноября, 21:46

В Ставрополе заработали комплексы фиксации использования телефоном водителями

13 ноября, 21:11

В Ставрополе Geely врезался в бетонное ограждение и перевернулся

13 ноября, 19:24

Лекции в Школе диабета посетили 12,5 тысячи жителей Ставрополья

13 ноября, 16:20

На новом памятнике госдеятелю Коркмасову в Махачкале нашли две ошибки

13 ноября, 16:11

В Новоалександровском округе начали капремонт водовода

13 ноября, 15:23

В Центре имени Героя России Никиты Гусева в Ставрополе обучили более 3 тысяч человек

13 ноября, 14:39

«Станичное предместье» в Ставрополе признали объектом культурного наследия

13 ноября, 14:07

В КБР оштрафовали компанию-перевозчика за рост тарифа

13 ноября, 13:34

В Ставрополе стартовал фотоконкурс «В объективе: кадры славы»

13 ноября, 12:25

В Ставрополе подорожает до 55 рублей проезд на маршрутке № 27м

13 ноября, 12:16

В Георгиевске табачный бутлегер пытался дать взятку сотруднику ФСБ

13 ноября, 12:14

Жители села Донского решили возвести мемориал погибшим бойцам СВО

13 ноября, 12:01

Экоактивисты провели в Кисловодске дефиле костюмов из вторсырья

13 ноября, 11:59

В Дагестане запустят масштабный проект по производству форели

13 ноября, 09:09

В Будённовске после ДТП погиб водитель в сгоревшем «Гелендвагене»

13 ноября, 09:06

Во Владикавказе опубликовали график плановых ограничений энергоснабжения

13 ноября, 09:05

Фейковый указ главы Северной Осетии распространили в соцсетях

13 ноября, 08:05

Режиссёр из Ставрополя вошёл в жюри международного кинофестиваля

13 ноября, 07:30

В Нальчике за 2026 год отремонтируют восемь загруженных улиц

13 ноября, 07:17
25 сентября 2023, 18:20

702

Эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС объяснила причину роста цен на бензин в 2023 году

Бензин и дизель в этом году подорожали на 10%, а во многих регионах России фиксируют дефицит топлива.

Эксперты говорят о четырёх причинах роста цен на топливо. Две из них можно было предсказать - это сезонный рост спроса и опять же сезонные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, а две для рынка были неожиданными - это рост цены на нефть при ослаблении рубля, и второе - пересмотр демпферного механизма.

Спрос на топливо растёт каждое лето. А этим летом куда больше россиян поехали в отпуск на личном автомобиле, аэропорты на юге страны по-прежнему закрыты. Резко растёт спрос и со стороны агропроизводителей.

С ремонтом НПЗ в этом году тоже всё получилось не как обычно. Вообще лето - традиционная пора технических работ на заводах, но в этом году они затянулись и даже в начале сентября, по данным Росстата, производство и бензина, и дизеля было меньше обычного.

Третья причина - нестандартная динамика на валютном рынке. Традиционно при низкой цене на нефть рубль был слабым. При росте цен на нефть рубль укреплялся, что делало экспорт не таким выгодным, но в этом году рубль падает. Стало выгоднее вывозить бензин и дизель за рубеж, чем продавать их внутри страны.
Более того, в мире усилился спрос на топливо, на этом фоне резко вырос крек-спред, то есть разница между стоимостью сырой нефти и стоимостью готового топлива. Обычно это 150 долларов за тонну, этим летом спред вырос до 300 долларов.

В Минэнерго также говорят об активности «серых» экспортёров. Это те, кто покупает топливо как бы для внутреннего рынка, а затем переправляет его за границу. Обычно это не так выгодно, потому что нет компенсации НДС и нет возможности вернуть акциз. Но сейчас мировая цена настолько высокая, что она перевешивает все эти минусы «серого» экспорта.
Для защиты внутреннего рынка от высоких нефтяных цен существует демпфер. Это такая доплата за разницу между рыночной ценой и ценой внутри России.
Именно с 1 сентября 2023 года в России вдвое снижены выплаты по демпферу. Правительство оценивало, что это мера позволит сэкономить бюджету 30 млрд. руб. в месяц.
Как же формируется цена на топливо? Почти 70% приходится на налоги, 14% приходится на накладные расходы при продаже топлива, на собственно сырьё - всего 12% с учётом стоимости добычи и производства и только 5% - торговая надбавка.

"Поэтому здесь нужны меры Правительства. И такие меры приняты. Введен запрет на экспорт нефтепродуктов из России. Это решение позволит насытить биржу, внутренний рынок и полностью закрыть ту нехватку, которая формировалась за счёт того, что часть объёмов вымывалась «серыми» экспортёрами. С точки зрения снижения цен мера сработала.
И пока цели не будут достигнуты, запрет снят не будет», — комментирует доцент Ставропольского филиала РАНХиГС Ася Ионова.