Лента новостей

Доля КБР по производству плодов и ягод на Северном Кавказе превышает 63%

08:41

Семья из Ставрополя участвует в форуме «Территория смыслов» в Подмосковье

08:15

Минприроды на Ставрополье обследовало 200 бесхозных гидросооружений

07:07

В столице Чечни введут полный запрет на сжигание сухой растительности

06:48

В Светлограде проверят воздух из-за жалоб местных жителей на резкий запах

11 июля, 22:14

В Невинномысске за два дня утонули двое мужчин в одном и том же месте

11 июля, 21:11

Прокуратура отменила закупку машин на 15,7 млн рублей для медучреждений Ставрополья

11 июля, 20:53

В Ессентуках завершают капремонт в двух крупных школах

11 июля, 20:45

На Ставрополье утрачены, повреждены и уничтожены 12 памятников истории и культуры

11 июля, 17:17

Школе Беслана передали цифровой рояль от Михаила Мишустина

11 июля, 15:57

В МВД Дагестана выявили мошенничество при строительстве дороги на 2,8 миллиона рублей

11 июля, 15:13

В Пятигорске на складской площади в 1000 кв. м ликвидировали горение

11 июля, 14:37

В Магарамкентском районе Дагестана кишечную инфекцию подхватили 372 человека

11 июля, 13:48

В Ставрополе общественники и полицейские встретились с детьми в театре кукол

11 июля, 13:02

В Баксанском районе построят современную ветеринарную клинику

11 июля, 12:54

В Солнечнодольске проходит слёт казачьей молодёжи Терского казачьего войска

11 июля, 12:45

Заммэра Ставрополя оштрафовали на 10 тысяч рублей за игнорирование горожан

11 июля, 12:04

Прокуратура обязала мэрию Ессентуков постановить на учет 8 бесхозяйных мостов

11 июля, 12:02

Адвокаты Ставрополья провели в июне ряд мероприятий по правовому просвещению

11 июля, 11:26

В минсельхозе края начали стажировку трое ветеранов - участников программы «Герои Ставрополья»

11 июля, 11:15
25 сентября 2023, 18:20

654

Эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС объяснила причину роста цен на бензин в 2023 году

Бензин и дизель в этом году подорожали на 10%, а во многих регионах России фиксируют дефицит топлива.

Эксперты говорят о четырёх причинах роста цен на топливо. Две из них можно было предсказать - это сезонный рост спроса и опять же сезонные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах, а две для рынка были неожиданными - это рост цены на нефть при ослаблении рубля, и второе - пересмотр демпферного механизма.

Спрос на топливо растёт каждое лето. А этим летом куда больше россиян поехали в отпуск на личном автомобиле, аэропорты на юге страны по-прежнему закрыты. Резко растёт спрос и со стороны агропроизводителей.

С ремонтом НПЗ в этом году тоже всё получилось не как обычно. Вообще лето - традиционная пора технических работ на заводах, но в этом году они затянулись и даже в начале сентября, по данным Росстата, производство и бензина, и дизеля было меньше обычного.

Третья причина - нестандартная динамика на валютном рынке. Традиционно при низкой цене на нефть рубль был слабым. При росте цен на нефть рубль укреплялся, что делало экспорт не таким выгодным, но в этом году рубль падает. Стало выгоднее вывозить бензин и дизель за рубеж, чем продавать их внутри страны.
Более того, в мире усилился спрос на топливо, на этом фоне резко вырос крек-спред, то есть разница между стоимостью сырой нефти и стоимостью готового топлива. Обычно это 150 долларов за тонну, этим летом спред вырос до 300 долларов.

В Минэнерго также говорят об активности «серых» экспортёров. Это те, кто покупает топливо как бы для внутреннего рынка, а затем переправляет его за границу. Обычно это не так выгодно, потому что нет компенсации НДС и нет возможности вернуть акциз. Но сейчас мировая цена настолько высокая, что она перевешивает все эти минусы «серого» экспорта.
Для защиты внутреннего рынка от высоких нефтяных цен существует демпфер. Это такая доплата за разницу между рыночной ценой и ценой внутри России.
Именно с 1 сентября 2023 года в России вдвое снижены выплаты по демпферу. Правительство оценивало, что это мера позволит сэкономить бюджету 30 млрд. руб. в месяц.
Как же формируется цена на топливо? Почти 70% приходится на налоги, 14% приходится на накладные расходы при продаже топлива, на собственно сырьё - всего 12% с учётом стоимости добычи и производства и только 5% - торговая надбавка.

"Поэтому здесь нужны меры Правительства. И такие меры приняты. Введен запрет на экспорт нефтепродуктов из России. Это решение позволит насытить биржу, внутренний рынок и полностью закрыть ту нехватку, которая формировалась за счёт того, что часть объёмов вымывалась «серыми» экспортёрами. С точки зрения снижения цен мера сработала.
И пока цели не будут достигнуты, запрет снят не будет», — комментирует доцент Ставропольского филиала РАНХиГС Ася Ионова.