Импортозамещение в отечественной авиации – задача стратегической важности, определяющая будущее российской авиационной отрасли.

В условиях геополитической нестабильности и санкционного давления обеспечение технологической независимости становится не просто желательным, а критически необходимым условием для поддержания обороноспособности страны, развития гражданской авиации и сохранения конкурентоспособности на мировом рынке.
Первые шаги в этом направлении были сделаны еще до обострения международной обстановки, однако сегодня импортозамещение приобрело характер приоритетного государственного проекта. Разрабатываются и внедряются отечественные аналоги зарубежных комплектующих, материалов и технологий, применяемых в производстве самолетов и вертолетов. Особое внимание уделяется созданию собственных двигателей, авионики, систем управления и навигации
Реализация программы импортозамещения сталкивается с рядом сложностей. Это и необходимость значительных инвестиций в научные исследования и разработки, и дефицит квалифицированных кадров, и проблемы с освоением серийного производства новых изделий. Однако, несмотря на трудности, достигнуты определенные успехи. Например, в рамках программы ведется разработка перспективных авиационных двигателей, способных заменить импортные аналоги.
Госкорпорация «Ростех» достигла значительных успехов в программе импортозамещения перспективного авиалайнера МС-21. На текущий момент: полностью локализовано производство более 70 критически важных систем и компонентов; создана устойчивая кооперация с 200+ российскими предприятиями.
Дорожная карта внедрения на 2025-2026 гг. представляет собой: начало поставок первых полностью локализованных машин; выход на темпы производства 36 самолетов в год; полный переход на российские комплектующие; доведение ежегодного выпуска до 72 единиц.
"Сегодня мы демонстрируем беспрецедентные темпы импортозамещения в авиастроении, - отмечает гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. - МС-21 с российскими системами уже показывает характеристики, превосходящие западные аналоги". Реализация проекта позволит: создать 25 000 высокотехнологичных рабочих мест; обеспечить загрузку 300+ предприятий опк; вернуть россии лидерские позиции в гражданском авиастроении.
К 2030 году планируется поставить авиакомпаниям не менее 270 лайнеров МС-21, что составит до 40% парка среднемагистральных самолетов в России.
Холдинг «Высокоточные комплексы» разработал первый отечественный телетрап, не имеющий мировых аналогов. Устройство обеспечивает комфортную посадку пассажиров на все типы воздушных судов — от региональных до дальнемагистральных.
Это событие знаменует собой важный шаг в развитии российской авиационной инфраструктуры. Ранее аэропорты использовали преимущественно импортные телетрапы, что создавало зависимость от зарубежных поставщиков и увеличивало затраты на обслуживание. Теперь же, благодаря усилиям отечественных инженеров, появилась возможность оснащать аэропорты современным и надежным оборудованием российского производства.
Новый телетрап обладает рядом преимуществ, среди которых – повышенная безопасность, удобство эксплуатации и адаптация к российским климатическим условиям. Конструкция предусматривает возможность регулировки высоты и угла наклона, что обеспечивает плавный переход между самолетом и терминалом. Кроме того, телетрап оснащен системой обогрева, предотвращающей образование наледи в зимний период.
Внедрение отечественных телетрапов позволит не только повысить комфорт пассажиров, но и снизить эксплуатационные расходы аэропортов. За счет унификации комплектующих и упрощения процесса обслуживания, аэропорты смогут сэкономить на ремонте и запасных частях. Ожидается, что в ближайшие годы российские телетрапы будут установлены в большинстве крупных аэропортов страны, что укрепит позиции российской авиационной промышленности на мировом рынке.
«Импортозамещение в авиации – это сложный, многогранный и долгосрочный процесс. Он требует консолидации усилий государства, науки и промышленности, а также значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов. Успешная реализация этой программы позволит России не только обеспечить свою авиационную независимость, но и занять лидирующие позиции в мировом авиастроении», - прокомментировал директор Ставропольского филиала Президентской академии Юрий Васильев.