Лента новостей

В Каспийске провели военный парад к 80-летию Победы

15:44

По улицам Невинномысска прошел «Бессмертный полк»

14:13

Экс-прокурор Ставрополья ранен в результате атаки БПЛА на Белгород

13:47

В Ставрополе в тысячеголосом хоре пели дети со всего края

13:18

Сохранение культурного наследия страны

13:16

Муфтият Дагестана запустил в соцсетях акцию «Бессмертный полк»

13:08

Кадыров: Угроза нацизма и попытки переписать историю всё ещё реальны

13:05

Город воинской славы Владикавказ остался без рекламы на баннерах

12:53

В Кабардино-Балкарии садоводы подсчитывают убытки после сильного града

12:43

В Чегеме открыли парк Победы и мемориалы героев

12:41

Антон Котяков: более 65 тысяч соцконтрактов заключены с начала года

12:13

В Дагестане открыли музей имени водрузившего Знамя Победы над Рейхстагом Абдулхакима Исмаилова

12:01

Популярные турецкие актеры навестили Кадырова

11:27

Чеченский генерал раскрыл тайну о главной силе России

11:21

В Светлограде сотрудники Следкома поздравили с 9 мая ветерана и бывшую узницу концлагеря

11:20

Имена 22-х ветеранов войны добавили на Аллею Почетных граждан Ставрополья

11:13

В Ессентуках вечером 9 мая после ремонта запустят старейший фонтан

10:32

В День Победы казаки бригады «Терек» с передовой обратились к ставропольцам

10:19

Владимиров и Ульянченко возложили в Ставрополе цветы к Вечному огню

09:26

Владимир Владимиров: Нас объединяет память о Великой Победе

08:56
13 февраля 2023, 12:33

529

Электролюминофоры нового поколения для авиастроения разработали ученые СКФУ

Ученые Северо-Кавказского федерального университета разработали материалы для электролюминесцентных панелей.

Этот высокотехнологичный продукт используют в авиастроении, в гражданских самолетах российского производства.

«Для эффективного технологического прорыва в России нужна кооперация науки и бизнеса, тогда при плодотворном партнерстве мы будем иметь шанс оперативнее внедрять инновации в реальный сектор экономики», – прокомментировал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов.

Электролюминесценция представляет собой прямое преобразование электрической энергии в световую. Панели, обладающие таким свойством, состоят из нескольких слоев: подложки, а также диэлектрического, электролюминесцентного, защитного и проводникового слоев. Для создания каждого из них нужны определенные материалы: электролюминофор, диэлектрическая, проводниковая и защитная пасты.

Ученые СКФУ создали порошковый электролюминофор, отличительная особенность которого – наличие на поверхности частиц сульфида цинка тончайшего слоя другого вещества - сульфида меди толщиной менее 400 нанометров. Это обеспечивает высокие яркостные характеристики при низковольтном возбуждении. Главный заказчик этого материала – АО «ОКБ» Аэрокосмические Системы», которое участвует в разработке российского среднемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолет МС-21. Именно в нем применяют материалы из университетской лаборатории.

Электролюминесцентные панели видел каждый, кто летал в самолете. Во время посадки и взлета, когда в салоне выключают освещение, специальные светящиеся линии на полу остаются одними из немногих источников света. Их используют для обозначения дорожек к аварийным выходам. Это экономичный источник освещения, который удовлетворяет высоким технологическим запросам в авиации.

«В отличии от светодиодов, электролюминесцентные панели обладают рядом преимуществ. Так в авиастроении итоговый вес воздушного судна крайне важен, и борьба идет за каждый грамм, – рассказывает ведущий инженер лаборатории керамики и технохимии научно-исследовательской лаборатории научно-лабораторного комплекса чистых зон Физико-технического факультета СКФУ Станислав Кичук. – Вес панели будет примерно в пять раз меньше светодиодной ленты. Соответственно, воздушное судно сможет взять на борт больше груза и пассажиров».

Технология синтеза электролюминофоров разрабатывалась и в СССР, но тогда характеристики были хуже. Напряжение, при котором работали советские панели, составляло 220 вольт, в то время, как разработка ученых из СКФУ, при той же яркости работает при 110 вольт. Соответственно, увеличивается срок службы и энергоэффективность. Яркость панелей при низковольтном напряжении 110 Вольт составляет 80 кандел. Это считается большим показателем для подобных материалов, и соответствует яркости 80 свечей. Как отметили специалисты научно-лабораторного комплекса чистых зон СКФУ, это значение можно увеличить, а также создать аэрозольные составы. Но спрос на их использование пока не сформировался. К тому же необходимо усовершенствовать некоторые технологические решения.

«В самолетах такие панели используются уже давно, но область их применения не ограничивается только авиацией. Из них, к примеру, можно изготавливать рекламные щиты. В устройствах, в которых невозможно поставить светодиодную матрицу из-за слишком большой массы, на помощь приходят люминесцентные модули. Это направление популярно в азиатских странах. ELD-дисплеи применяются в медицинском и промышленном оборудовании, где нужно добиться высокой яркости, скорости обновления и надежности устройств. Электролюминесцентные панели можно сгибать, тем самым придавать нужную форму – еще одно ее преимущество», - отметил Станислав Кичук.

Потребление люминофоров во много раз экономичнее и ярче, чем обычные источники: например, если учесть, что обычная лампочка накаливания потребляет 100% электроэнергии, то при такой же светоотдаче люминофоры потребляют 20% электроэнергии, светодиоды – 5%, лазерные источники около 2%, электролюминофоры менее 1%.

Как на российском, так и мировом рынке электролюминофоров существует высокая потребность в такой продукции. Дело в том, что в мире всего около пяти компаний из США, Германии и Китая занимаются производством компонентов для электрических панелей, так как это требует высокотехнологичного оборудования. Лаборатория Северо-Кавказского федерального университета – единственная в России, которая производит такие компоненты. Из-за международных санкций наработки российских исследователей фактически заместили импортную продукцию, предвосхитив дефицит в отрасли.