Кто как не государственные служащие знают, что без роста уровня профессионализма работать в своей отрасли невозможно?
В настоящее время от государственных и муниципальных служащих требуется не только дисциплинированность и исполнительность, но и высокая квалификация, инициативность, способность быстро и грамотно решать задачи различной сложности, также способность оперативно реагировать на принятые нововведения и уметь действовать в условиях изменившейся ситуации.
В связи с этим подготовка госслужащих такого уровня становится задачей государственного масштаба. Как решается проблема подготовки квалифицированных кадров для органов власти и управления субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, рассказала директор Северо-Кавказского института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, доктор исторических наук, профессор Г.Н. Малахова.
- Галина Николаевна, почему именно Ваш вуз играет ведущую роль в решении проблемы подготовки высококвалифицированных кадров для органов власти и управления?
- Мы являемся одним из 8 региональных институтов управления единственной в России Академии при Президенте Российской Федерации. РАНХиГС – крупнейший в России и Европе университет социально-экономического и гуманитарного профиля, который является ведущим научным центром по проблемам государственного управления и стратегическим партнером органов государственной власти. При реализации образовательной деятельности изначально приоритет был отдан повышению квалификации и переподготовке государственных служащих, что во многом обусловило специфику нашего вуза.
- Что изменилось в процессе подготовки чиновников с введением двухуровневой системы высшего образования?
- Введение в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат и магистратура) определило приоритетные задачи для каждого уровня высшего образования. Да, бесспорно, бакалавр – это человек, получивший полноценное высшее образование, но в части подготовки высококвалифицированных, а главное востребованных на рынке труда чиновников, этого явно недостаточно. На первой ступени высшего образования студенты получают базовые знания, магистратура же предполагает глубокое изучение сугубо профессиональных, специальных дисциплин, позволяет значительно повысить профессиональную подготовку служащих, так как 60% учебных дисциплин читается профессорами, а 40% практиками, профессионалами своего дела. Таким образом, студентам, начинающим свой путь в высшем образовании и стремящимся сделать карьеру в органах власти необходимо планировать обучение и по магистерским программам.
- А стоит ли идти в магистратуру госслужащим, уже имеющим высшее образование?
- Однозначно им это необходимо. Понятно, что многие сотрудники органов власти, получив диплом специалиста, трудоустроившись, обязаны проходить периодическое повышение квалификации и это предусмотрено квалификационными требованиями. Но сравнивать эффект от разовых курсов с тем багажом современных компетенций, которые даст им обучение в магистратуре нельзя. Магистерская подготовка позволит развить навыки аналитической работы, постановки задач, передачи знаний подчиненным или студентам, выйти на новый для себя профессиональный уровень, что, как правило, отражается на карьере.
- Чем отличается магистратура от второго высшего?
- Плюсы второго высшего образования бесспорны: фундаментальность, теоретическая основательность, но магистратура предполагает принципиально иной подход – практикоориентированность, и это проявляется во всем: подборе учебных дисциплин, направленных на глубокое, системное погружение в то или иное направление деятельности; преобладание практиков и докторов наук среди профессорско-преподавательского состава; подготовка магистерской работы с самого первого дня обучения и т.д. Академия, например, реализует Магистерскую программу по направлению 081100.68 Государственное и муниципальное управление. Нами были определены и наиболее актуальные для региона профили подготовки:
- Государственная служба и кадровая политика
- Региональное управление и муниципальный менеджмент.
На сегодняшний день у нас более 80 заявок от представителей органов власти и управления субъектов РФ, входящих в состав СКФО, готовых пройти обучение по магистерской программе. Подчеркну, это люди с высшим образованием, но современные темпы развития общества, те задачи, которые ставят перед региональными служащими, делают крайне важным системное обучение новым подходам и технологиям.