Лента новостей

Боксер Максим Пономарев досрочно завоевал Кубок мэра Невинномысска

21:11

Изобильный снова отправил гуманитарный груз в зону СВО

21:09

Российская наука и техника — новые поводы для гордости

19:57

В Ставрополе победители конкурса новогодних игрушек получат билет в театр

19:30

Ставрополье получит 72,97 млн рублей на расселение аварийного жилья

19:27

Чеченским артистам напомнили об этикете на публичных мероприятиях

17:15

В Нарткале мальчик умер, подавившись едой в школе

16:03

Правительство России запускает масштабную программу реновации комплекса ЖКХ

15:39

В Северной Осетии открыты 19 бесплатных центров подготовки к ЕГЭ

15:03

Махачкале с общественного транспорта демонтировали всю наружную рекламу

14:43

Полиция задержала в Железноводске 27-летнего наркокурьера с партией синтетики

14:38

Власти Железноводска приступили к подготовке новогодней программы

14:30

Ставропольцам разъяснили, как правильно оформить жилой или садовый дом

12:43

Предгорный округ отправит защитникам мандарины, яблоки и картофель

11:29

В школе №9 Кисловодска появился мурал в честь Героя Советского Союза

11:21

В ставропольском лесу фотоловушка запечатлела ночную жизнь барсука

10:00

Жительница Ставрополя украла масло и ударила директора магазина гипсом

09:59

В Ставрополе школа-победитель Спартакиады получит 3 млн рублей

09:57

На Старомарьевском шоссе в Ставрополе Nissan сбил насмерть женщину на зебре

09:29

Музей школы №6 Ставрополя победил в конкурсе «Знать, чтобы помнить»

08:55
04 октября 2025, 13:14

894

Отечественная авиация: рост производства и импортозамещение

Российская авиационная отрасль переживает сегодня, без преувеличения, исторический момент.

Фото: Портал Северного Кавказа

Определяемый как вызовами извне, так и мощным внутренним импульсом, запущен процесс глубокой трансформации, конечная цель которого — восстановление утраченных позиций и достижение полного технологического суверенитета в skies. Официальные ориентиры, закрепленные в паспорте госпрограммы «Развитие авиационной промышленности», звучат более чем конкретно: доля отечественных лайнеров в парке российских авиаперевозчиков должна достичь 20% в 2026 году, 25% — в 2027-м и уверенно выйти на рубеж в 30% к 2028 году. За этими сухими цифрами скрывается масштабная национальная программа, сравнимая по сложности и значимости с проектами советской космической эры.

Еще несколько лет назад российский авиарынок был плотно интегрирован в глобальную систему. Парк ведущих перевозчиков состоял преимущественно из воздушных судов Boeing и Airbus, чья надежность, топливная эффективность и соответствие международным стандартам не вызывали сомнений.

Отечественные модели, такие как Sukhoi Superjet 100 (SSJ100), хоть и присутствовали в эксплуатации, занимали сравнительно небольшую нишу, сталкиваясь с объективными сложностями — от логистики поставки запчастей до формирования единой сервисной экосистемы.

Кардинальный перелом наступил в 2022 году, когда внешнеполитические события привели к разрыву кооперационных цепочек, остановке поставок западной техники и сервисной поддержки. Угроза остановки значительной части гражданского флота стала для отрасли не вызовом, а суровой реальностью. Именно этот кризис и послужил мощнейшим катализатором, заставившим государство и бизнес сконцентрировать все ресурсы на решении задачи, которая долгие годы оставалась благим намерением, — массовом возврате в небо российских самолетов.

Целевые показатели на 2026-2028 годы — не просто желаемые проценты, а отражение комплексной стратегии, опирающейся на три фундаментальных столпа.
Масштабное производство: МС-21, SSJ-NEW и Ил-114-300. Основная нагрузка по обновлению парка ляжет на новые флагманские проекты. Глубокомодернизированный Sukhoi Superjet 100 (SSJ-NEW) призван стать «рабочей лошадкой» региональных и среднемагистральных перевозок. Его ключевое отличие — активная импортозамещающая программа, в рамках которой ключевые системы, включая двигатель ПД-8, авионику и критически важные комплектующие, производятся в России.

Флагман среднемагистрального сегмента — МС-21 — должен составить конкуренцию Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Его «изюминка» — крыло из полимерных композиционных материалов, не имеющее аналогов в мире. Успех проекта напрямую связан с развертыванием серийного производства двигателя ПД-14 и его будущих модификаций. Для местных воздушных линий и замены устаревших Ан-24 и Як-40 предназначен турбовинтовой Ил-114-300, который также является полностью отечественной разработкой.

Самолет — это не только производство, но и многолетняя эксплуатация. Осознавая это, государство и корпорация «Иркут» (входит в ОАК) ведут беспрецедентную работу по созданию единой сервисной сети. Это включает в себя создание Центров обслуживания и ремонта по всей стране, организацию системы обучения и переподготовки технического персонала и пилотов, а также формирование эффективной логистической цепочки по поставке запчастей. Без этого даже самые совершенные лайнеры не смогут летать стабильно и безопасно.

«Заявленные амбициозные цели по наращиванию доли отечественных лайнеров требуют не только политической воли, но и колоссальных финансовых ресурсов. Ключевым инструментом, обеспечивающим отрасль этим «топливом для взлета», стал федеральный проект «Производство самолетов и вертолетов», реализуемый в рамках масштабного национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности». Именно через этот механизм осуществляется целевое и системное финансирование, переводящее стратегические планы из разряда концепций в область практической реализации.

Федеральный проект выступает не просто источником денег, а стратегическим инвестором, который концентрирует усилия на прорывных точках роста. Финансирование ПНИОКР в объеме 54 млрд рублей — это целенаправленное создание интеллектуальной собственности и технологического суверенитета, без которого любые планы по наращиванию серийного производства рискуют остаться краткосрочной кампанией.

Это осознанное вложение в то, чтобы российские самолеты завтрашнего дня были не просто собраны из отечественных компонентов, но и рождены из отечественных идей и технологий», - прокомментировал директор Ставропольского филиала Президентской академии Юрий Васильев.