Лента новостей

Традиционный турнир по акватлону стартует в Ставрополе 26 июля

08:00

Жителям Беслана рекомендовали не пить воду из-под крана

07:52

Жители Предгорного округа оформили с начала года 156 соцконтрактов

18 июля, 22:36

В селе Летняя Ставка Ремонт библиотеки завершили на 70%

18 июля, 22:14

Детсады Лермонтова закроют 21 июля на день из-за отключения воды

18 июля, 22:12

Эксперт РАНХиГС оценила устойчивое развитие «зеленой» экономики

18 июля, 19:09

Интернет появился в 8,5 тысячах деревень России с момента старта программы УЦН

18 июля, 18:06

В Кочубеевском округе в ДТП с самосвалом погиб пассажир Priora

18 июля, 17:22

В Изобильном директор библиотеки отбирала премии сотрудников на 1,1 млн рублей

18 июля, 17:13

В Невинномысске рабочий лишился кисти при проверке неисправной вытяжки

18 июля, 15:12

Ветеранов СВО и их семьи приглашают посетить музеи КБР

18 июля, 14:58

Власти на Ставрополье внедрили 240 мер для помощи воинам и их семьям

18 июля, 13:28

Энергетики провели в Невинномысске благотворительную акцию «С нами ярче и светлее»

18 июля, 13:06

В детских лагерях Дагестана грядут проверки

18 июля, 13:02

Второй патриотический кинофестиваль FERRUM-25 стартует в Железноводске

18 июля, 12:54

Общественники Ессентуков обсудили дизайн остановок и строительство дороги

18 июля, 12:26

В Гордуме Грозного утвердили новые названия внутригородских поселков столицы Чечни

18 июля, 12:02

Выпускник СУНЦ СКФУ вошел в число четырёх 100-балльников по физике на Ставрополье

18 июля, 11:52

В ставропольском селе Прасковея при столкновении с "ЗИЛом" погиб мотоциклист

18 июля, 11:23

На Ставрополье арестовали фигурантку дела о хищении 9 млрд рублей у военных

18 июля, 11:10
17 марта 2024, 16:01

707

Профессор РАНХиГС рассказал о специфике празднования Масленицы на Кавказе

Несмотря на всю свою национальную специфичность и уникальный колорит, традиции празднования Масленицы за последние пару веков прочно укрепились не только среди славян, но и у многих других народностей России.

Особенно яркими праздничными событиями и предельно изысканной кухней ежегодно отмечается Масленичная неделя у народов Северного Кавказа.
Мясопустная неделя или Сырная седмица, как она первоначально называлась у древних славян, стала популярной на Северном Кавказе не так давно – с конца ХIХ-го века. По многочисленным архивным документам старого Владикавказа Сырная седмица стала весьма популярной среди грузин Владикавказа, которые называли ее «квелиери». У владикавказских армян эта неделя именовалась «барекендан» и ее празднование детально описано в сказочной повести классика армянской литературы Ованнеса Туманяна.

Так что к самому началу ХХ века Масленица имела уже достаточно широкое распространение среди ряда кавказских этносов, особенно среди многих народностей Дагестана, Осетии и Черкесии. При этом каждая нация вносила в нее свой неповторимый колорит, сохраняя в праздновании Масленицы общий культурный смысл, без сакральных и конфессиональных элементов.

В Масленичную неделю на обоих берегах Терека устраивались масштабные снежные бои и штурмы ледяных крепостей. Ну а про массовые народные пляски после таких снежных штурмов вспоминали еще целый год – у каждой народности со своим этническим колоритом. А вот чучел Масленицы на Кавказе вовсе не жгли, считая этот обряд суеверием и пережитком язычества.

Но единым и универсальным символом Масленицы на Северном Кавказе всегда были, конечно же – Блины! Недаром в Осетии Масленичная неделя называется «Царвкъаханта», что в смысловом переводе означает – «Пришло время копать масло». И такого множества разновидностей блинов при самых изысканных способах их приготовления вряд ли знавали другие области России. Наиболее распространенным на Кавказе видом блинов является «чертлама» – тонкие блины на топленом масле и айране, с большим количеством сметаны, но совсем без сахара, зато с малой толикой соли и соды.

«Кавказские блины чертлама получаются очень нежными, румяными, тонкими до воздушности и с характерными дырочками, с кисло-сладким привкусом и длительным сырным послевкусием. Хотя тертый сыр в них добавляют редко, а чаще просто пропитывают сливочным маслом и сдабривают сметаной.

По внешнему виду чертламу практически невозможно отличить от традиционных русских блинов, но тот, кто хоть раз их пробовал, а не просто смотрел издалека, ни с чем другим их не перепутает и навсегда запомнит их неповторимый вкус и аромат.

А для гурманов и сладкоежек, не склонным к кисловатым привкусам айрана и домашнего кабардинского сыра, могут приготовить двойную чертламу, свернутую в рулончик, слои которой многократно пропитаны медом и вареньем. И уж от такой чертламы, сам черт не только сломает ногу, но и язык проглотит.

Старинные рецепты приготовления блинов сорта чертлама используются в основном в Кабардино-Балкарии, в Северной Осетии и Дагестане. А вот в республике Ингушетия блины готовятся по совершенно иным рецептам – из смеси пшеничной и кукурузной муки на молоке, без соды и соли, но с большим количеством масла и сахара. Такие блины в Ингушетии называются «зоакаш» – они мягкие, сладкие, нежные и очень сытные – по вкусу трудно отличить от обычных русских блинов. Зато по виду они скорее напоминают фигурные лепешки – нечто вроде уральского хвороста.

"А вот чеченский блин «гваймакхш» – он и по виду как блин, и по вкусу точно русский блин, только большой и плотный, из пышного теста и обильно пропитан медом. И после даже одного такого блина не грех и попоститься», – рассказал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.