Системный подход к определению и прогнозированию кадровых потребностей экономики служит фундаментом для сбалансированного развития рынка труда и обеспечения отраслей необходимыми специалистами.

В рамках реализации национального проекта «Кадры» проводится комплекс мер, направленных не только на помощь предприятиям в подборе квалифицированных кадров, но и на опережающую подготовку персонала в соответствии с перспективными запросами экономики.
Ключевым инструментом планирования выступает семилетний кадровый прогноз, который формируется на основе анализа макроэкономических тенденций, демографической динамики, технологических изменений и структурных сдвигов в экономике.
Особое внимание уделяется прогнозированию замещения специалистов в связи с выходом сотрудников на пенсию, а также оценке влияния цифровизации и автоматизации на трансформацию профессий.
Для повышения точности прогнозов используются большие данные и искусственный интеллект, что позволяет оперативно корректировать образовательные программы и программы переподготовки. Кроме того, развивается система партнерства между бизнесом, образовательными учреждениями и государственными органами, обеспечивающая гибкое реагирование на изменения рынка труда.
Такой подход способствует не только удовлетворению текущих потребностей работодателей, но и созданию устойчивой кадровой стратегии, ориентированной на долгосрочное развитие экономики.
В 11 регионах России успешно реализован пилотный проект по персональному наставничеству студентов и выпускников, направленный на их профессиональное развитие и плавную интеграцию в компании-работодатели. Эта инициатива позволила предприятиям заранее выявлять талантливых специалистов, формировать кадровый резерв и сокращать сроки адаптации новых сотрудников за счет целевой подготовки под конкретные рабочие задачи. В рамках национального проекта «Кадры» для взрослых соискателей доступна бесплатная переподготовка по 360 востребованным профессиям, соответствующим текущим и перспективным потребностям рынка труда.
Проект, инициированный Министерством образования и науки РФ, ставил своей целью сокращение разрыва между теоретическими знаниями выпускников и практическими навыками, необходимыми для успешной работы в современных компаниях. В течение года старшекурсники и студенты профильных учебных заведений получали возможность работать в тесном контакте с менторами из числа ведущих специалистов предприятий-партнеров.
Индивидуальное сопровождение включало в себя не только стажировки и практикумы, но и мастер-классы, тренинги по развитию soft skills (гибких навыков), а также консультации по карьерному планированию. Особое внимание уделялось развитию у студентов навыков работы в команде, решения проблем и адаптации к меняющимся условиям рабочей среды.
Гибкость и доступность – программа позволяет соискателям быстро освоить новые профессии, а работодателям – находить подготовленных специалистов. Синергия бизнеса и государства – интеграция корпоративных обучающих программ с государственной платформой упрощает процесс найма и снижает затраты на подбор персонала. Снижение дефицита кадров – фокус на актуальные профессии помогает закрывать вакансии в приоритетных отраслях.
«Результаты пилотного проекта оказались весьма обнадеживающими. По данным опросов, более 80% участников отметили значительное повышение своей уверенности в профессиональных навыках и готовности к трудоустройству. Компании-партнеры, в свою очередь, подчеркнули, что благодаря проекту смогли выявить и привлечь к себе наиболее талантливых и мотивированных молодых специалистов, уже обладающих базовыми знаниями и пониманием специфики работы.
Учитывая положительный опыт пилотного проекта, принято решение о его масштабировании на другие регионы России. В ближайшие годы планируется расширить программу индивидуального сопровождения учащихся, привлекая к участию больше компаний и учебных заведений. Это позволит создать эффективную систему подготовки кадров, отвечающую потребностям современной экономики и способствующую развитию инноваций», - прокомментировала заместитель директора Ставропольского филиала Президентской академии Елена Лебедева..