Ученые из Пятигорского госуниверситета создали программу для словесной идентификации запахов.

Целью является разработка приложения, которое поможет точно характеризовать ароматы, подбирать их по текстовому описанию.
К сегодняшнему дню искусственный интеллект активно используется в сфере парфюмерии: он создает ароматы по запросу, позволяет оценить их виртуально и даже имитирует запахи древних цивилизаций. Однако долгое время нерешенной оставалась проблема четкого описания запахов, что облегчило бы коммуникацию в данной области.
Вместе с тем парфюм сегодня – не просто аромат, это важная часть личного образа и способ выразить себя без слов. Все больше людей воспринимают парфюмерию как средство самопрезентации. Но объяснить запах словами трудно даже профессионалам. В условиях онлайн-покупок такая проблема ощущается особенно остро. Краткие определения вроде «свежий», «восточный» или «цветочный» часто не дают представления о том, каким будет аромат на самом деле. Людям сложно ориентироваться, поэтому многие отказываются от интернет-заказов или выбирают наугад.
Дополнительные трудности вызваны тем, что у многих людей обоняние ослаблено в результате загрязнения воздуха или перенесенных ранее заболеваний, таких как COVID-19. В связи с этим внимание сосредоточивается на поиске эффективных решений, способных компенсировать утрату чувствительности к запахам и позволить людям воспринимать и описывать их более точно.
На этом фоне ассортимент парфюмерной продукции расширяется, ориентироваться в нем становится все сложнее. Появляется потребность в новых инструментах, которые помогут людям лучше понимать, какой аромат перед ними, а производителям – четче и яснее доносить особенности своей продукции.
Возникшую проблему взялись решить ученые ПГУ. Они разработали научно-технологический проект, не имеющий аналогов в отечественной практике: команда исследователей создала интеллектуальную систему, способную описывать запахи. Речь идет не просто о прикладном программном обеспечении, а о полноценной платформе, сочетающей в себе достижения в области лингвистики и цифровых технологий.
В течение года научный коллектив разработал и протестировал авторскую программу, которая самостоятельно обрабатывает и классифицирует ароматы, опираясь на обширную лингвистическую базу, включающую миллионы слов и разноплановых выражений. Особенность проекта заключается в его полной технологической автономности: все этапы – от концепции до реализации – выполнены силами специалистов университета. Программный код написан с нуля, архитектура и алгоритмы разработаны непосредственно научным коллективом.
«Наша команда написала большой, длинный код. Мы не покупали решение, мы его создали сами – со своей архитектурой, логикой, базами данных. И особым достижением нашего проекта мы считаем то, что к нам подключилось молодые исследователи. Это очень ценно не только для нашей специфики работы, но и в целом для российской науки», – поясняет руководитель проекта, доктор философских наук, директор научно-образовательного Центра вычислительной философии «Digit» Павел Николаевич Барышников.
Центральный компонент разработки – модель, которую условно можно назвать «театром запахов». Она позволяет переводить сложные парфюмерные композиции в структурированные текстовые описания, адаптированные под различную целевую аудиторию. Программа может предложить набор ключевых слов для конкретных потребительских групп: будь то молодежь, представители зрелого или старшего поколения, а также не менее заинтересованные в продажах производители, дистрибьютеры, байеры и инфлюенсеры. Технология может применяться в рекламных, маркетинговых и дизайнерских стратегиях в сфере парфюмерной продукции.
За относительно короткий срок коллективу удалось создать технологически сложный и социокультурно значимый инструмент, открывающий новые горизонты на стыке лингвистики, цифровых технологий и сенсорной коммуникации. Проект демонстрирует потенциал региональной науки и подчеркивает растущую роль отечественных разработок в формировании будущего гуманитарных и прикладных цифровых решений. Новая разработка – шаг навстречу тому, чтобы аромат стал понятнее, ближе и доступнее каждому.