В минувшем году в стране было выдано около 711 тысяч сертификатов на материнский капитал, согласно данным Социального фонда РФ, которые привел премьер Михаил Мишустин на заседании правительства.

Эта мера поддержки семей с детьми продолжает оставаться важным инструментом демографической политики. Материнский капитал можно использовать на улучшение жилищных условий, образование детей, накопительную пенсию матери или другие предусмотренные законом цели.
В 2024 году социальная политика России продолжает фокусироваться на поддержке пенсионеров, семей с детьми и участников СВО.
Пенсионное обеспечение: более 41 млн человек получают пенсии (страховые, по старости, по инвалидности и др.); особое внимание уделяется ветеранам спецоперации – им предоставляются дополнительные выплаты и льготы; Правительство подчеркивает важность своевременности и полноты социальных выплат.
Поддержка семей и демография: выплаты на детей (включая пособия малоимущим и многодетным семьям); материнский капитал – программа продлена и расширена; льготная ипотека (например, семейная ипотека под 6%); развитие инфраструктуры: детские сады, школы, доступная среда для детей с ОВЗ; усиление поддержки детей-сирот.
Демографическая ситуация. По словам эксперта Аллы Макаренцевой, меры соцподдержки начинают давать эффект – в некоторых регионах зафиксирован рост рождаемости.
Однако в целом демографическая ситуация остается сложной из-за старения населения и низкой рождаемости в предыдущие годы. Государство активно развивает социальные программы, но их долгосрочный эффект на демографию пока не очевиден.
Приоритетами остаются пенсионное обеспечение, поддержка семей и ветеранов.
Устойчивого демографического перелома пока нет. Почему меры пока не дают масштабного эффекта? Прежде всего, нельзя не обращать внимание, что даже при росте рождаемости в отдельных регионах (например, на Кавказе, в Тыве), в целом по стране смертность пока превышает рождаемость (естественная убыль населения сохраняется).
Остаются структурные проблемы: поздние рождения - женщины чаще рожают первого ребенка после 30 лет, что снижает потенциал многодетности.
Сохраняется экономическая неуверенность: многие семьи откладывают рождение детей из-за высоких расходов на жильё, образование, инфляцию.
Ряд мер работают точечно: материнский капитал (с 2020 – на первого ребёнка) действительно стимулирует рождаемость, но его эффект краткосрочный: многие семьи "ускоряют" рождение, но не решаются на третьего-четвёртого.
Льготная ипотека (6-8%) помогает молодым семьям, но охват ограничен: в 2024 году лишь ~15% семей смогли ей воспользоваться.
Выплаты на детей (до 3 лет, для малоимущих) поддерживают, но не мотивируют к многодетности.
Что тормозит прорыв: недостаточная адресность. Часть пособий получают семьи, которые и так планировали детей, а беднейшие слои остаются за рамками эффективной поддержки.
Дефицит инфраструктуры: даже при росте числа детсадов и школ в крупных городах сохраняются очереди, а в сёлах – закрытие учреждений.
Долгосрочные тренды: у поколения Z (родившихся после 2000 года) снижается желание заводить детей из-за смены ценностей (карьера, личная свобода).
Что можно сделать дополнительно: усилить поддержку многодетных (например, существенные налоговые вычеты, как в Венгрии). Субсидировать аренду жилья для молодых семей (как во Франции). Развивать гибкую занятость для матерей (удалённая работа, частичная занятость). Неплохо бы мотивировать мужчин к участию в воспитании (например, через "отцовский капитал").
«Текущие меры смягчают кризис, но не меняют тренд. Нужны более радикальные решения – от реформы рынка жилья до изменения трудовой культуры. Пока приоритет на соцзащите пенсионеров и ветеранов логичен, но без перелома в демографии нагрузка на бюджет будет только расти», — прокомментировал директор Ставропольского филиала Президентской академии Юрий Васильев.