Лента новостей

В Зеленокумске отремонтировали километр дороги и сделали тротуар за 26 млн рублей

17:12

В Кисловодске 14-летняя мотоциклистка врезалась на перекрёстке в кроссовер

17:09

Полпред Муфтията Дагестана в ЮТО указал на печальную статистику по ДТП

17:03

В Махачкале торжественно открыли сквер на проспекте Имама Шамиля, 31

16:26

К середине 2026 года в Грозном построят парк им. Путина

16:20

Ставропольский агроуниверситет запустил масштабный проект по робототехнике в Египте

15:53

Тенетник не обманул жителей Ставрополья о приходе бабьего лета

15:44

В Грозном в районе им. Путина заложили капсулу храма князя Владимира

15:11

Во Владикавказе устроили первый республиканский конкурс «Собачье сердце»

14:07

В полумарафоне «Огни Дербента» участвовали три тысячи человек

13:36

Экс-замглавы полиции Ставрополья призвал во Всемирный день памяти жертв ДТП не оставаться равнодушными

13:23

В Нальчике установили лавочки из переработанного пластика

13:04

Отечественный автопром: реализация мер господдержки

12:37

Премьер-министр Дагестана поздравил Махачева с титулом чемпиона UFC в полусреднем весе

12:35

На Ставрополье тепличный комплекс передал школьникам оборудование для занятий в агроклассе

12:09

В Георгиевском округе воплотят в жизнь 9 идей школьников за 4 млн рублей

11:45

Российская космонавтика: перспективы и сотрудничество

11:41

На Ставрополье утвержден максимальный размер оплаты за детсад

11:36

В Новоалександровске почтили память бойцов СВО

10:59

В Ставрополе лихач чудом остался жив после столкновения с деревом

10:41
25 октября 2025, 14:00

931

Эксперт РАНХиГС: Дальний Восток и Арктика на подъеме

В современной геополитической и экономической парадигме России Дальний Восток и Арктика трансформировались из отдаленных периферийных территорий в ключевые опоры национального развития.

Фото: Ставропольский филиал РАНХиГС

 

Их стратегическая значимость выходит далеко за рамки регионального контекста, формируя новый, многофункциональный фронт национальных интересов.

Приоритетной задачей государства является преодоление исторического дисбаланса в развитии макрорегиона. Цель амбициозна: создать не просто развитую территорию, а полноценный, конкурентоспособный экономический хаб в динамичном Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Для этого был запущен уникальный в своем роде комплекс преференций, включая ТОРы (территории опережающего развития) и «дальневосточный гектар», призванный стать магнитом как для крупных инвестиций, так и для человеческого капитала.

Однако экономика не может устойчиво развиваться без качественной социальной инфраструктуры. Понимая это, правительство внедрило целевой инструмент — президентскую дальневосточную единую субсидию. Этот механизм позволяет гибко и адресно решать самые насущные проблемы граждан.

Его эффективность подтверждается впечатляющими результатами: построено и модернизировано более 2000 социальных объектов, причем только в текущем году введено в строй 138 из них. Это свидетельствует о том, что политика развития делает серьезный акват на повышение качества жизни, что является фундаментом для закрепления населения на Дальнем Востоке.

Важным элементом «мягкой» интеграции становится проект «Дни регионов Дальнего Востока в Москве», запланированный на ноябрь 2025 года. Этот фестиваль — не просто культурно-выставочное мероприятие, а стратегическая коммуникационная кампания. Ее цель — изменить восприятие Дальнего Востока среди столичной молодежи, показав его не как далекую окраину, а как территорию уникальных возможностей для профессиональной реализации и культурного диалога.

Арктическое направление имеет свою ярко выраженную специфику. Здесь фокус государственной политики троякий:
Экономический: Освоение колоссальных запасов природных ресурсов (нефть, газ, никель) в условиях экстремального климата.

Военно-стратегический: Обеспечение национальной безопасности и защиты государственных границ.
Экологический: Хрупкость арктических экосистем требует внедрения высочайших стандартов экологической безопасности.

Для стимулирования частных инвестиций в столь сложные проекты был создан специальный арктический преференциальный режим, включающий существенные налоговые льготы. Это уже дало толчок к реализации мегапроектов в сфере добывающей промышленности, делая экономически целесообразной работу в суровых условиях Крайнего Севера.

Центральным элементом, связывающим оба стратегических макрорегиона — Дальний Восток и Арктику, — является Северный морской путь (СМП). Это не просто кратчайший морской маршрут из Европы в Азию (протяженностью около 5600 км), а проект, претендующий на изменение глобальных логистических схем.

Рекордный объем грузоперевозок в 2024 году — почти 37,9 млн тонн — является ярким индикатором успеха. Превышение показателей предыдущего года на 1,6 млн тонн демонстрирует не только операционную эффективность, но и растущий международный интерес к этой транспортной артерии. СМП становится «Национальной дорогой №1», вокруг которой выстраивается вся экономическая и инфраструктурная активность на севере России.

«Развитие Дальнего Востока и Арктики ведется по целостной модели, где экономические стимулы неразрывно связаны с социальными гарантиями и инфраструктурными проектами. Осознан сдвиг в сторону «закрепления» кадров через улучшение социальной сферы и целенаправленную работу с имиджем территорий, что является ключом к долгосрочному успеху.
Через развитие СМП Россия не только решает внутренние задачи, но и активно интегрируется в экономику АТР, предлагая миру уникальную транзитную услугу. Освоение Арктики и Дальнего Востока позволяет России диверсифицировать экономику, укрепить сырьевую безопасность и усилить свои позиции на мировой арене.

Россия последовательно превращает свои географические вызовы в стратегические преимущества, формируя новый мощный полюс роста и влияния на востоке и севере страны», - прокомментировала заместитель директора Ставропольского филиала Президентской академии Елена Лебедева.