В настоящее время подготовлен проект, вносящий изменения в постановление Правительства РФ по расчету утилизационного сбора.

Нынешняя система расчета утильсбора основана на объеме двигателя, и она потребовала модернизации - современные технологии позволяют автомобилям с небольшим объемом двигателя развивать значительную мощность.
Инициативу в Минпромторге подготовили по предложению ассоциации Объединения автопроизводителей России.
Новыми правилами предполагается при определении размера платежа учитывать не только объем двигателя, но и его мощность.
Как считает доктор социологических и кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического института СКФУ Кирилл Долгополов, существующая система расчета перестала обеспечивать социальную дифференциацию. Машины из разных сегментов облагаются одинаково. Особенно это касается китайских автомобилей со средним объемом двигателя 1,5 литра и растущего сегмента гибридных автомобилей.
По мнению эксперта, ещё новые правила способствуют пресечению серого импорта автомобилей через ввоз на физлиц.
«Темная сторона» медали – неизбежный большой рост стоимости всех машин в стране. По прогнозным данным, ввоз гибридов и электрокаров может вообще сойти на нет.
Новыми решениями могут сохранить льготные ставки для физлиц, везущих машины для личного пользования и для иномарок до 160 л.с. Остальные ставки ожидает рост на 25-50%, что приведёт к невозможности покупок подержанных и новых автомобилей из-за рубежа отдельными социальными группами.
В соответствии с данными завкафедрой финансов и кредита СКФУ, доктора экономических наук, профессора Натальи Куницыной, авторынок в России уже показывает тревожную динамику. Так, за первые 8 месяцев 2025 года зафиксировано падение продаж на 20%, на что в том числе повлиял рост утилизационного сбора в 2024 году, когда его размер увеличился на 70–80%.