Министерство строительства России внесло в Госдуму законопроект, который может радикально изменить существующую модель финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.

Сейчас все собственники жилья платят одинаковые суммы в фонд капремонта, независимо от состояния своего дома. Такая система выглядит математически справедливой, но на практике создает социальную несправедливость: жильцы домов с новым ремонтом фактически доплачивают за соседей, чьи здания только ожидают обновления.
Предлагаемые изменения направлены на создание более прозрачной и финансово устойчивой модели, учитывающей реальное состояние каждого многоквартирного дома, считает доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Северо-Кавказского федерального университета СКФУ, кандидат юридических наук Александр Бирюков.
"Суммы взносов, начисляемых на капитальный ремонт, составляют весомую часть платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которую в силу ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить собственники жилых помещений в многоквартирных домах. И обоснованность начисления таких взносов, порядок их использования всегда вызывает вопросы у граждан", – отмечает Александр Бирюков.
Ключевое нововведение касается перечня оснований для определения минимального размера взносов. Теперь при расчете будут учитываться такие факторы как наличие лифтов в доме и наличие задолженности по оплате работ по капитальному ремонту, которая должна погашаться за счет фонда капремонта. Особую актуальность приобретает решение проблемы с лифтовым оборудованием.
"Как отмечают специалисты, часто средств на проведение регламентных работ и замену лифтов оказывается недостаточно. Новый подход позволит более справедливо распределять финансовую нагрузку между собственниками, учитывая реальные потребности каждого конкретного дома", – поясняет эксперт.
Ещё одно правило, которым предлагается дополнить законопроект – изменение срока первого капитального ремонта многоквартирного дома. Он не сможет быть меньше минимальной продолжительности эксплуатаций внутридомовых конструкций.
"Очевидно, что данное правило должно применяться в целях исключения случаев выполнения работ по капремонту, которые проводятся для устранения недостатков, допущенных на этапе строительства дома", – комментирует Александр Бирюков.
Среди других инициатив законопроекта эксперт выделяет поправку, изменяющую максимальный пятилетний период по отсрочки по наступлению уплаты взносов у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта, на капремонт, на срок не более одного года. Такая поправка выглядит вполне обоснованной, поскольку современные новостройки оснащены дорогостоящим оборудованием, подверженным износу уже после начала его эксплуатации.
Кроме того, регионы получат больше прав в вопросах финансовой помощи при капремонте. Если дом исключат из программы ремонта, а деньги уже потрачены, региональные власти смогут помочь с возмещением этих расходов. С другой стороны, если местная компания по капремонту не выполнит свои обязательства перед жильцами, отвечать за это будет уже регион.
"Новое правило касается сроков возврата так называемых «внутрикотловых» денег (когда средства временно перераспределяются между домами). Регионы смогут сами устанавливать, в какой срок эти деньги должны быть возвращены. Это поможет более грамотно планировать, какие дома будут ремонтироваться в первую очередь. Все эти изменения направлены на то, чтобы сделать систему капитального ремонта более надежной и справедливой для всех жильцов", – подчеркнул эксперт СКФУ.
Новый законопроект Минстроя России можно назвать важным шагом вперед в развитии системы капитального ремонта. Это важный шаг к созданию действительно работающей системы поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии.