Лента новостей

Сергей Меняйло пожелал военным разведчикам счастья и успехов

09:57

В Кисловодске при падении травмирован 13-летний элекстросамокатчик

09:14

Невидимая красота: Кариатиды Николаевского проспекта Ставрополя

08:04

Расходы на адаптацию жилья горожан с ОВЗ в Ставрополе увеличили в полтора раза

08:00

Студентов Ставрополя приглашают принять участие в конкурсе «Я – профессионал»

07:00

В России запустили уникальный проект: деревья сажают с помощью дронов

06:52

Завершён капремонт кровли дома в селе Кочубеевском

06:08

Мэрия Махачкалы дала пояснения по частичной задержке отопления в городе

04 ноября, 22:31

Сель у пещеры Южной в Карачаево-Черкесии заблокировал 21 туриста

04 ноября, 22:07

В Михайловске Granta сбила насмерть 70-летнего пешехода

04 ноября, 20:48

Детсад построят в ставропольском ауле Сабан-Антуста

04 ноября, 19:26

В селе Дивном отремонтировали 1,8 км дорог к домам ветеранов

04 ноября, 19:24

Мусорное Андийское Койсу в Дагестане очистят после снижения уровня воды в реке

04 ноября, 19:02

Коков рассказал о строительстве онкодиспансера в Нальчике

04 ноября, 18:54

В 200-летний юбилей станицы Суворовской сварили 400 кг солдатской каши

04 ноября, 18:48

Глава Дагестана: День языков народов России будет отмечаться ежегодно 8 сентября

04 ноября, 18:03

Во Владикавказе минстрой региона объявил о старте важной программы для участников СВО

04 ноября, 17:10

Дагестанские школьники заняли первое место на Всероссийском конкурсе «Школьный агростартап»

04 ноября, 16:08

В районе Путина Грозного открыли модульный спортзал для настольного тенниса

04 ноября, 15:16

Общественный транспорт в Дагестане признали изношенным

04 ноября, 14:18
08:04

220

Невидимая красота: Кариатиды Николаевского проспекта Ставрополя

Красота, даже самая поразительная, имеет горькую привилегию становиться невидимой.

Фото: Анастасия Ледовская

 Мы проходим мимо, погруженные в быт, и величественное здание Администрации на проспекте Карла Маркса, 96 — тот самый, что когда-то звался Николаевским, — становится для нас просто фоном, знакомым силуэтом на привычном маршруте. Мы перестаем замечать его душу, застывшую в камне, перестаем восхищаться монументальными фигурами, что веками бесшумно несут свою вахту, подпирая балкон. А между тем, в их застывшем шаге — целая история.

Этот дом, ныне воплощение официальной власти, родился в муках творчества и амбиций. 1902 год. Архитектор В. Потапов задумал не просто здание, а символ, резиденцию для губернатора, лицо всего губернского города. Но с первого раза выйти достойно не получилось — ответственные лица воротили носы, требовали чего-то знакового, величественного. И тогда к работе подключили архитектора Г. Кускова.

Два таланта, слившиеся в одном порыве, породили на свет эту импозантную красоту. Именно в этой творческой борьбе, в стремлении поразить и удовлетворить самый взыскательный вкус, и родился тот самый чарующий образ: женские фигуры, взвалившие на свои хрупкие плечи тяжесть каменного балкона.

Эти загадочные стражи — не просто украшение. Это кариатиды. Произнесите это слово медленно: «ка-ри-а-ти-да». В нем слышится шелест древнегреческих рощ и эхо изваяний, чей возраст исчисляется тысячелетиями. С древнегреческого это буквально означает «женщины из Карии».

Кариатиды — это не просто колонны, это ожившая архитектура, одухотворенная плоть камня. Они — один из древнейших и самых поэтичных видов архитектурного декора: статуи прекрасных женщин, взявших на себя роль опор, несущих тяжесть карнизов, балконов, целых порталов.

Их история уходит корнями в золотой век Эллады. Самые знаменитые из них, сестры-коры, вечно застывшие в безмолвном диалоге, украшают портик Эрехтейона на афинском Акрополе. Они стоят там уже две с половиной тысячи лет, и в их позах — не рабское напряжение, а торжественная грация, гордая покорность судьбе. Они могут являться нам во весь свой царственный рост, с воздетыми к небу руками, или же по пояс, скрываясь в стене, как поясные кариатиды. Каждая эпоха, каждый стиль — будь то пышное барокко или строгий классицизм — привносил в их облик свои черты, но суть оставалась неизменной: красота, облеченная силой.

Часто они выступают в величественной паре с атлантами — своими мужскими собратьями, могучими титанами, имеющими тяжесть на своих мускулистых плечах. Вместе они олицетворяют единство женского и мужского начал, гармонию и равновесие.

«И вот, пройдя долгий путь из Древней Греции, этот великий архитектурный миф нашел свое воплощение в сердце русского губернского города. Стилизованные под античность, но дышащие духом своего времени, кариатиды нашего здания — это больше, чем элегантная отсылка к классике. В них — гениальная метафора. Женская красота, воплощенная в камне, олицетворяет собой не изнеженность, а несокрушимую силу, вечное терпение и защиту. Эти каменные девы уже более века охраняют покой этого здания, придают его облику не только изысканность, но и незыблемый, почти мифический вес.

Так в следующий раз, проходя мимо, остановитесь на мгновение. Поднимите голову и встретьтесь взглядом с этими вечными стражами. Позвольте себе не просто увидеть, а прочувствовать их молчаливую мощь. Потому что истинная красота не должна привыкать. Она должна, как и столетие назад, заставлять сердце замирать от восторга», - прокомментировала доцент Ставропольского филиала Президентской академии Анастасия Ледовская.