Красота, даже самая поразительная, имеет горькую привилегию становиться невидимой.
Мы проходим мимо, погруженные в быт, и величественное здание Администрации на проспекте Карла Маркса, 96 — тот самый, что когда-то звался Николаевским, — становится для нас просто фоном, знакомым силуэтом на привычном маршруте. Мы перестаем замечать его душу, застывшую в камне, перестаем восхищаться монументальными фигурами, что веками бесшумно несут свою вахту, подпирая балкон. А между тем, в их застывшем шаге — целая история.
Этот дом, ныне воплощение официальной власти, родился в муках творчества и амбиций. 1902 год. Архитектор В. Потапов задумал не просто здание, а символ, резиденцию для губернатора, лицо всего губернского города. Но с первого раза выйти достойно не получилось — ответственные лица воротили носы, требовали чего-то знакового, величественного. И тогда к работе подключили архитектора Г. Кускова.
Два таланта, слившиеся в одном порыве, породили на свет эту импозантную красоту. Именно в этой творческой борьбе, в стремлении поразить и удовлетворить самый взыскательный вкус, и родился тот самый чарующий образ: женские фигуры, взвалившие на свои хрупкие плечи тяжесть каменного балкона.
Эти загадочные стражи — не просто украшение. Это кариатиды. Произнесите это слово медленно: «ка-ри-а-ти-да». В нем слышится шелест древнегреческих рощ и эхо изваяний, чей возраст исчисляется тысячелетиями. С древнегреческого это буквально означает «женщины из Карии».
Кариатиды — это не просто колонны, это ожившая архитектура, одухотворенная плоть камня. Они — один из древнейших и самых поэтичных видов архитектурного декора: статуи прекрасных женщин, взявших на себя роль опор, несущих тяжесть карнизов, балконов, целых порталов.
Их история уходит корнями в золотой век Эллады. Самые знаменитые из них, сестры-коры, вечно застывшие в безмолвном диалоге, украшают портик Эрехтейона на афинском Акрополе. Они стоят там уже две с половиной тысячи лет, и в их позах — не рабское напряжение, а торжественная грация, гордая покорность судьбе. Они могут являться нам во весь свой царственный рост, с воздетыми к небу руками, или же по пояс, скрываясь в стене, как поясные кариатиды. Каждая эпоха, каждый стиль — будь то пышное барокко или строгий классицизм — привносил в их облик свои черты, но суть оставалась неизменной: красота, облеченная силой.
Часто они выступают в величественной паре с атлантами — своими мужскими собратьями, могучими титанами, имеющими тяжесть на своих мускулистых плечах. Вместе они олицетворяют единство женского и мужского начал, гармонию и равновесие.
«И вот, пройдя долгий путь из Древней Греции, этот великий архитектурный миф нашел свое воплощение в сердце русского губернского города. Стилизованные под античность, но дышащие духом своего времени, кариатиды нашего здания — это больше, чем элегантная отсылка к классике. В них — гениальная метафора. Женская красота, воплощенная в камне, олицетворяет собой не изнеженность, а несокрушимую силу, вечное терпение и защиту. Эти каменные девы уже более века охраняют покой этого здания, придают его облику не только изысканность, но и незыблемый, почти мифический вес.
Так в следующий раз, проходя мимо, остановитесь на мгновение. Поднимите голову и встретьтесь взглядом с этими вечными стражами. Позвольте себе не просто увидеть, а прочувствовать их молчаливую мощь. Потому что истинная красота не должна привыкать. Она должна, как и столетие назад, заставлять сердце замирать от восторга», - прокомментировала доцент Ставропольского филиала Президентской академии Анастасия Ледовская.