Российские авиакомпании демонстрируют устойчивый рост пассажиропотока, что свидетельствует о восстановлении отрасли после кризисных явлений.

За первое полугодие текущего года отечественные перевозчики обслужили почти 50 миллионов пассажиров, что говорит о значительном увеличении спроса на авиаперевозки.
Этот рост обусловлен несколькими факторами. Во-первых, внутренний туризм продолжает набирать обороты, стимулируя перемещение граждан между регионами страны. Во-вторых, расширяется география полетов, предлагая пассажирам новые направления и возможности для путешествий. В-третьих, авиакомпании активно внедряют гибкие тарифные планы и программы лояльности, делая авиаперелеты более доступными для широкого круга потребителей.
Важно отметить, что увеличение пассажиропотока требует от авиакомпаний постоянного совершенствования инфраструктуры и повышения качества обслуживания. Это включает в себя модернизацию парка воздушных судов, оптимизацию логистических процессов, а также обучение и повышение квалификации персонала.
В целом, положительная динамика в сфере авиаперевозок является важным индикатором стабильности и развития российской экономики. Ожидается, что до конца года авиакомпании продолжат наращивать объемы перевозок, способствуя развитию туризма, бизнеса и межрегиональных связей.
По данным Минтранса, на 1 июня в рамках программы субсидируемых авиаперевозок в России было перевезено почти 2 миллиона пассажиров. Эта программа направлена на поддержку региональных авиамаршрутов и делает перелёты более доступными для жителей отдалённых территорий.
убсидии позволяют авиакомпаниям удерживать цены на билеты на уровне, сопоставимом с наземным транспортом. Охват программы включает множество направлений, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и Северном Кавказе.
Динамика спроса: в 2024 году отмечается рост пассажиропотока, что связано как с расширением программы, так и с повышенным интересом к внутреннему туризму.
Перспективы: власти планируют увеличить финансирование и добавить новые маршруты.
В 2024 году российские авиакомпании показали рост пассажиропотока на 6%, перевезя 111,7 млн человек против ~105,4 млн в 2023 году. Однако на 2025 год Минтранс и Росавиация прогнозируют спад на 1,8% — до 109,7 млн пассажиров.
Ключевые факторы динамики: рост в 2024 году обусловлен восстановлением спроса после постпандемийного периода; активным развитием субсидируемых региональных перевозок (например, почти 2 млн пассажиров за 5 месяцев 2024 года) так же благодаря увеличению внутреннего туризма из-за ограничений на международные направления.
Ожидаемое снижение в 2025 году связывают с: экономическими факторами: инфляция, рост цен на авиакеросин и билеты; сокращением субсидий или корректировкой госпрограмм поддержки; насыщением рынка после всплеска 2022–2024 гг.
«Внутренние перевозки остаются драйвером: в 2024 году их доля может превысить 70% (для сравнения, до 2022 года — около 50%). Рост на международных авиалиниях указывает на постепенное восстановление авиасообщения и интерес россиян к зарубежным поездкам, несмотря на сохраняющиеся ограничения.
Международные рейсы развиваются активно по маршрутам в Турцию, ОАЭ, Китай и др.. Российский международный авиарынок перестраивается, но пока остаётся ограниченным по сравнению с 2021 годом. Основной фокус — на Азию, Ближний Восток и СНГ. Если геополитическая ситуация не изменится, резкого скачка не ожидается, но постепенное восстановление продолжится», - прокомментировал директор Ставропольского филиала Президентской академии Юрий Васильев.