Лента новостей

На двух улицах юго-запада Ставрополя 20 декабря ограничат подачу электроэнергии

19 декабря, 22:46

В Ставрополе зажгли огни на главной ёлке города и края

19 декабря, 22:14

Матери Ставрополья направили на прямую линию Путина вопрос о детских пособиях

19 декабря, 18:07

В России совершенствуются меры поддержки населения

19 декабря, 16:24

На Прямой линии Владимир Путин привел в пример дагестанского командира

19 декабря, 16:17

Власти Чечни ответили на заявления о мистификации на прямой линии с Кадыровым

19 декабря, 16:12

В Северной Осетии аттестовали директоров школ

19 декабря, 16:06

В Кабардино-Балкарии ликвидировали цех производства контрафактного алкоголя

19 декабря, 15:30

Более 100 тыс. человек переобучились благодаря нацпроекту «Кадры»

19 декабря, 15:12

На Ставрополье могут ввести в сельхозоборот земли после их деградации

19 декабря, 15:01

Эксперт РАНХиГС о развитии и поддержке воссоединённых регионов

19 декабря, 14:40

В Чечне легализовали более 13 тысяч работников

19 декабря, 14:31

Итоги исследования: более 80% россиян верят в чудеса

19 декабря, 14:26

Переобучение на Ставрополье провели для 40 ветеранов СВО

19 декабря, 14:16

В Георгиевске 53-летний незлобненец получил 12 лет колонии за покушение на убийство

19 декабря, 13:46

В Труновском округе Ставрополья открыли очередной агрокласс

19 декабря, 13:42

В Пятигорском госуниверситете определили векторы инновационно-стратегической перестройки вуза

19 декабря, 13:34

Прямая линия с губернатором Ставрополья состоится 23 декабря

19 декабря, 13:08

В Дагестане в 2025 году урожай винограда превысил 302 тысячи тонн

19 декабря, 12:48

На Ставрополье 50 дорожных объектов привели в порядок по нацпроекту

19 декабря, 12:10
17 марта 2024, 16:01

786

Профессор РАНХиГС рассказал о специфике празднования Масленицы на Кавказе

Несмотря на всю свою национальную специфичность и уникальный колорит, традиции празднования Масленицы за последние пару веков прочно укрепились не только среди славян, но и у многих других народностей России.

Особенно яркими праздничными событиями и предельно изысканной кухней ежегодно отмечается Масленичная неделя у народов Северного Кавказа.
Мясопустная неделя или Сырная седмица, как она первоначально называлась у древних славян, стала популярной на Северном Кавказе не так давно – с конца ХIХ-го века. По многочисленным архивным документам старого Владикавказа Сырная седмица стала весьма популярной среди грузин Владикавказа, которые называли ее «квелиери». У владикавказских армян эта неделя именовалась «барекендан» и ее празднование детально описано в сказочной повести классика армянской литературы Ованнеса Туманяна.

Так что к самому началу ХХ века Масленица имела уже достаточно широкое распространение среди ряда кавказских этносов, особенно среди многих народностей Дагестана, Осетии и Черкесии. При этом каждая нация вносила в нее свой неповторимый колорит, сохраняя в праздновании Масленицы общий культурный смысл, без сакральных и конфессиональных элементов.

В Масленичную неделю на обоих берегах Терека устраивались масштабные снежные бои и штурмы ледяных крепостей. Ну а про массовые народные пляски после таких снежных штурмов вспоминали еще целый год – у каждой народности со своим этническим колоритом. А вот чучел Масленицы на Кавказе вовсе не жгли, считая этот обряд суеверием и пережитком язычества.

Но единым и универсальным символом Масленицы на Северном Кавказе всегда были, конечно же – Блины! Недаром в Осетии Масленичная неделя называется «Царвкъаханта», что в смысловом переводе означает – «Пришло время копать масло». И такого множества разновидностей блинов при самых изысканных способах их приготовления вряд ли знавали другие области России. Наиболее распространенным на Кавказе видом блинов является «чертлама» – тонкие блины на топленом масле и айране, с большим количеством сметаны, но совсем без сахара, зато с малой толикой соли и соды.

«Кавказские блины чертлама получаются очень нежными, румяными, тонкими до воздушности и с характерными дырочками, с кисло-сладким привкусом и длительным сырным послевкусием. Хотя тертый сыр в них добавляют редко, а чаще просто пропитывают сливочным маслом и сдабривают сметаной.

По внешнему виду чертламу практически невозможно отличить от традиционных русских блинов, но тот, кто хоть раз их пробовал, а не просто смотрел издалека, ни с чем другим их не перепутает и навсегда запомнит их неповторимый вкус и аромат.

А для гурманов и сладкоежек, не склонным к кисловатым привкусам айрана и домашнего кабардинского сыра, могут приготовить двойную чертламу, свернутую в рулончик, слои которой многократно пропитаны медом и вареньем. И уж от такой чертламы, сам черт не только сломает ногу, но и язык проглотит.

Старинные рецепты приготовления блинов сорта чертлама используются в основном в Кабардино-Балкарии, в Северной Осетии и Дагестане. А вот в республике Ингушетия блины готовятся по совершенно иным рецептам – из смеси пшеничной и кукурузной муки на молоке, без соды и соли, но с большим количеством масла и сахара. Такие блины в Ингушетии называются «зоакаш» – они мягкие, сладкие, нежные и очень сытные – по вкусу трудно отличить от обычных русских блинов. Зато по виду они скорее напоминают фигурные лепешки – нечто вроде уральского хвороста.

"А вот чеченский блин «гваймакхш» – он и по виду как блин, и по вкусу точно русский блин, только большой и плотный, из пышного теста и обильно пропитан медом. И после даже одного такого блина не грех и попоститься», – рассказал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.