Лента новостей

Дагестан и Беларусь объединят усилия для развития шерстяной отрасли

23 июля, 21:43

В сельские округа Ставрополья планируют привлечь 72 врача и 15 фельдшеров

23 июля, 21:36

Надо подождать: В Кисловодске продлён полный запрет на купание в Старом озере

23 июля, 21:26

Жительница Светлограда докаталась на чужом Lexus до уголовного дела

23 июля, 21:24

Врача из Чечни признали одним из лучших терапевтов России

23 июля, 20:06

В Буденновском округе Ставрополья женщину обвинили в убийстве сына

23 июля, 19:32

В нацпарке Кисловодска фиксировали спад числа посетителей на 20%

23 июля, 19:19

Крупную несанкционированную свалку выявили вблизи села Ивановского на Ставрополье

23 июля, 18:54

Государство усилило поддержку участников СВО

23 июля, 16:55

В парке Железноводска появится скульптура Владимира Высоцкого

23 июля, 13:41

Ставропольский эксперт объяснила, почему бизнесу выгодно инвестировать в школьников

23 июля, 13:25

В Дагестане окажут помощь родственникам погибших в ДТП в Тарумовском районе

23 июля, 13:02

В Ставрополе стартовал капремонт подземного перехода на «Нептуне»

23 июля, 12:32

На Ставрополье благодаря инвестпроектам создали 6 тысяч рабочих мест

23 июля, 12:20

Глава Дагестана призвал к соблюдению правил безопасности на воде

23 июля, 11:55

Из-за аварии в Ессентуках остались четыре санатория без света

23 июля, 11:31

В Ставрополе вор вывез на такси с рынка 45 ящиков с помидорами и чесноком

23 июля, 10:52

В Предгорном округе организация сбрасывала сточные воды в реку Бугунта

23 июля, 10:39

Жителей и гостей Минвод попросили 25 июля не пугаться звуков сирен

23 июля, 10:31

Садоводы Карачаево-Черкесии приступили к сбору яблок ранних сортов

23 июля, 09:49
17 марта 2024, 16:01

710

Профессор РАНХиГС рассказал о специфике празднования Масленицы на Кавказе

Несмотря на всю свою национальную специфичность и уникальный колорит, традиции празднования Масленицы за последние пару веков прочно укрепились не только среди славян, но и у многих других народностей России.

Особенно яркими праздничными событиями и предельно изысканной кухней ежегодно отмечается Масленичная неделя у народов Северного Кавказа.
Мясопустная неделя или Сырная седмица, как она первоначально называлась у древних славян, стала популярной на Северном Кавказе не так давно – с конца ХIХ-го века. По многочисленным архивным документам старого Владикавказа Сырная седмица стала весьма популярной среди грузин Владикавказа, которые называли ее «квелиери». У владикавказских армян эта неделя именовалась «барекендан» и ее празднование детально описано в сказочной повести классика армянской литературы Ованнеса Туманяна.

Так что к самому началу ХХ века Масленица имела уже достаточно широкое распространение среди ряда кавказских этносов, особенно среди многих народностей Дагестана, Осетии и Черкесии. При этом каждая нация вносила в нее свой неповторимый колорит, сохраняя в праздновании Масленицы общий культурный смысл, без сакральных и конфессиональных элементов.

В Масленичную неделю на обоих берегах Терека устраивались масштабные снежные бои и штурмы ледяных крепостей. Ну а про массовые народные пляски после таких снежных штурмов вспоминали еще целый год – у каждой народности со своим этническим колоритом. А вот чучел Масленицы на Кавказе вовсе не жгли, считая этот обряд суеверием и пережитком язычества.

Но единым и универсальным символом Масленицы на Северном Кавказе всегда были, конечно же – Блины! Недаром в Осетии Масленичная неделя называется «Царвкъаханта», что в смысловом переводе означает – «Пришло время копать масло». И такого множества разновидностей блинов при самых изысканных способах их приготовления вряд ли знавали другие области России. Наиболее распространенным на Кавказе видом блинов является «чертлама» – тонкие блины на топленом масле и айране, с большим количеством сметаны, но совсем без сахара, зато с малой толикой соли и соды.

«Кавказские блины чертлама получаются очень нежными, румяными, тонкими до воздушности и с характерными дырочками, с кисло-сладким привкусом и длительным сырным послевкусием. Хотя тертый сыр в них добавляют редко, а чаще просто пропитывают сливочным маслом и сдабривают сметаной.

По внешнему виду чертламу практически невозможно отличить от традиционных русских блинов, но тот, кто хоть раз их пробовал, а не просто смотрел издалека, ни с чем другим их не перепутает и навсегда запомнит их неповторимый вкус и аромат.

А для гурманов и сладкоежек, не склонным к кисловатым привкусам айрана и домашнего кабардинского сыра, могут приготовить двойную чертламу, свернутую в рулончик, слои которой многократно пропитаны медом и вареньем. И уж от такой чертламы, сам черт не только сломает ногу, но и язык проглотит.

Старинные рецепты приготовления блинов сорта чертлама используются в основном в Кабардино-Балкарии, в Северной Осетии и Дагестане. А вот в республике Ингушетия блины готовятся по совершенно иным рецептам – из смеси пшеничной и кукурузной муки на молоке, без соды и соли, но с большим количеством масла и сахара. Такие блины в Ингушетии называются «зоакаш» – они мягкие, сладкие, нежные и очень сытные – по вкусу трудно отличить от обычных русских блинов. Зато по виду они скорее напоминают фигурные лепешки – нечто вроде уральского хвороста.

"А вот чеченский блин «гваймакхш» – он и по виду как блин, и по вкусу точно русский блин, только большой и плотный, из пышного теста и обильно пропитан медом. И после даже одного такого блина не грех и попоститься», – рассказал Александр Агамов, профессор Ставропольского филиала Президентской академии.