Увидеть флёрдоранж по-ставропольски можно в музее села Татарка.

В фондах краеведческого музея села Татарка хранится свадебный восковой венок Варвары Семенихиной. В 1920 году она вышла замуж за Николая Ткачева. В этом венке невеста была на свадьбе и обряде венчания в церкви.
Венок был почти обязательным элементом подвенечного наряда невесты, символизирующим ее невинность и красоту. Восковые венки имитировали флёрдоранж (фр. fleur d’orange – «цветок апельсина»), – белые цветки померанцевого дерева», — рассказали специалисты краевого музея.
В Россию мода на восковые венки пришла из Европы и быстро распространилась в сельской среде благодаря дешевизне и простоте изготовления. Восковые венки невесты порою делали сами или приобретали в церкви.
Венок мастерили на проволочной основе с мелкими цветами, а его цвет подбирали в тон наряда невесты. «Жуток» - проволоку - обвивали папиросной бумагой, а для изготовления капелек нарезали тонкую проволоку, которую также в несколько слоёв оборачивали тонкой бумагой. В завершении долгого и кропотливого процесса заготовку опускали сначала в разогретый воск, а затем в воду.
Венок украшали листочками и цветами из бумаги или ткани – розами, цветами груши или яблони.
Долгие годы восковой свадебный венок в доме Ткачевых хранили в окладе иконы Иверской Божией Матери как семейную реликвию и оберег.
Супруги Ткачёвы воспитали четырех сыновей – Петра, Ивана, Николая, Василия, которые вырастили своих 12-ти детей и 13 внуков.
Ранее во многих странах Европы померанцевый цветок в течение веков был традиционной частью свадебного убора невесты - в виде венка или свадебного букета.
С течением времени флёрдоранж стал неотъемлемой деталью подвенечного наряда европейской невесты. Одновременно с ним в странах Европы и России появилась и мода на белые венчальные платья,— примерно в 30-х годах XIX века.
С XVIII века свадебная мода российской элиты практически не отставала от европейской. Некоторые венчальные платья русских императриц стиля рококо можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеях.
В Государственном музее Льва Толстого хранятся восковой венец и свечи супруги великого русского писателя - Софьи Толстой. По этикету того времени, жених перед торжеством посылал невесте шкатулку, в которой лежала фата, восковые цветы, венчальные свечи и обручальные кольца. Гостям свадьбы вручали угощения, невеста могла подарить им бонбоньерки (коробочки со сладостями), к которым прилагались букетики из померанцевых цветов как символ их причастия к торжеству.
Постепенно венцы из воска, благодаря доступности материала, стали появляться не только в аристократической среде центральной России, но и в глубокой провинции - у ставропольских крестьян. Они с большим удовольствием использовали восковые цветы вплоть до 20-х годов прошлого века.
Читайте также:
Во-первых, это красиво: В Ставрополе сотрудник Росреестра мастерит кукол.