Российская система образования делает важный шаг в сторону интеграции и поддержки юных соотечественников, для которых русский язык открывает двери к знаниям и новым возможностям.
В центре этого созидательного процесса — создание четких, справедливых и прозрачных механизмов, помогающих каждому ребенку комфортно влиться в учебный процесс. О том, как организована эта системная работа на государственном уровне, рассказал заместитель руководителя Рособрнадзора Игорь Круглинский.
Выступая на III Всероссийском совещании по адаптации и социализации несовершеннолетних, Игорь Круглинский подробно осветил организацию языкового тестирования для детей мигрантов, необходимость которого закреплена вступившим в силу 1 апреля 2025 года законом.
Эта мера направлена не на создание барьеров, а на обеспечение качественного старта для обучения: поступающие в российские школы должны подтвердить уровень владения русским языком, достаточный для успешного освоения программы.
Рособрнадзор, как отметил заместитель руководителя, взял на себя ответственную миссию по методическому сопровождению этого процесса. Ведомство разрабатывает единые диагностические материалы, устанавливает понятные критерии (минимальный порог — 90% от максимума, включая не менее 9 баллов за устную часть) и обеспечивает полную открытость. Все демонстрационные варианты заданий для разных классов уже опубликованы в открытом доступе, что позволяет и детям, и их родителям заранее ознакомиться с форматом и подготовиться без лишнего стресса.
Важным элементом системы стала централизация данных: сведения о результатах каждого тестирования вносятся в Федеральный реестр документов об образовании (ФИС ФРДО). Это создает единое надежное информационное пространство и упрощает процедуру зачисления. Игорь Круглинский также обратил внимание школ на ответственность за своевременное внесение данных в реестр, что является залогом слаженной работы всего механизма.
«Выстраиваемая система языкового тестирования — это продуманный инструмент адаптации, который служит двум ключевым целям. С одной стороны, он гарантирует, что каждый ребенок, переступающий порог российской школы, получит необходимую поддержку и будет учиться в комфортной для себя языковой среде. С другой — формирует единые стандарты качества и порядка, облегчая работу педагогов и администраций. Такой подход укрепляет образовательное пространство России, делая его более доступным, упорядоченный и интегративным для молодого поколения, которое будет строить будущее нашей многонациональной страны», - прокомментировала заместитель директора Ставропольского филиала Президентской академии Елена Лебедева.