Эксперты Северо-Кавказского федерального университета провели комплексное исследование пищевых привычек старшеклассников и рациона общественного питания в учебных заведениях.
Группа экспертов факультета пищевой инженерии и биотехнологий имени академика А.Г. Храмцова СКФУ под руководством кандидата технических наук доцента кафедра кафедры пищевых технологий и инжиниринга Ольги Олешкевич выделила основные нормативы для школьного питания по двум направлениям: режим и пищевая ценность. Так, завтрак должен содержать 12-16 г белка, 12-16 г жира, 48-60 г углеводов; обед 20-25 г белка, 20-25 г жира, 80-100 г углеводов. Продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут, при этом крайне важно, чтобы это были именно горячие блюда, а не буфетный набор сладостей и сдобных изделий. Замена обеда завтраком не допускается.
Эксперты по питанию разработали рационы питания, которые дифференцируются по возрастным группам, учитывая региональные и национальные особенности. Рекомендуется включение продуктов с высоким содержанием белка, витаминов и клетчатки, ограничение потребления соли, сахара и животных жиров.
Однако соотнося установление в России санитарные нормы и стандарты школьного питания и реальные пищевые привычки, эксперты констатируют, что полезная для детского организма пища не всегда нравится детям и остается в тарелку несъеденной.
«Неправильно противопоставлять: полезно или вкусно. Взрослые должны понимать, что самый эффективный способ приучить ребенка к правильному питанию - это личный пример и вовлечение. «Делай как я», а не «Делай то, что я сказал». Следуя пищевым стереотипам в семье, дети исключают из употребления зачастую каши, тушеные овощи и салаты, рыбу и морепродукты, заменяя их углеводной пищей, типа картофель, макароны, хлебобулочные изделия и сладости. Таким образом, происходит дисбаланс, недостаток в рационе важных для растущего организма микроэлементов и витаминов», - рассказала Ольга Олешкевич.
Это может стать причиной замедленного физического и умственного развития ребенка, усталости и формирования предпосылок для возникновения заболеваний, отметили эксперты.
Важную роль в формировании пищевого поведения играют именно семейные традиции и социальное окружение. Родители влияют на пищевые предпочтения детей, передавая им свои установки. Современные тенденции пищевых привычек характеризуются увеличением потребления фастфуда и снижением доли свежих овощей и фруктов в рационе.
Особое внимание в докладе уделено негативному воздействию рекламы и социальной среды на выбор продуктов питания подростками.
Эксперты СКФУ обозначили неправильные стратегии воспитания, которые могут формировать негативные пищевые привычки.
«Насильное кормление в детстве, принцип «всё до последней ложки», еда как наказание и, наоборот, сладость как поощрение – все эти стратегии формируют дезадаптивные пищевые привычки и, в конечном итоге, нарушают регуляцию насыщения и создают негатив по отношению к еде. Сформированные в семье отрицательные привычки приводят к тому, что в рационе питания детей переизбыток сладостей и недостаток овощей, фруктов и белков», - констатировала Ольга Олешкевич, доцент кафедры пищевых технологий и инжиниринга СКФУ.
В рамках исследования также был оценен рацион питания учащихся специализированного учебного научного центра (СУНЦ СКФУ). Эксперты оценили соответствие его нормам и стандартам школьного питания, насыщенность питательными веществами и микроэлементами.