В капитальном ремонте, как и в любой инженерной системе, не бывает несущественных деталей, отметил генеральный директор фонда капремонта Ставропольского края Павел Корниенко.

Даже финансирование здесь должно работать с точностью, сопоставимой с точностью несущих конструкций. Новый законопроект, внесённый Министерством строительства России в Государственную Думу, предлагает изменить принципиальную архитектуру существующей модели — с акцентом на справедливость, прозрачность и финансовую устойчивость.
На текущий момент жители всех многоквартирных домов — вне зависимости от степени износа здания, факта проведения ремонта или его отсутствия — вносят одинаковые суммы в фонд капитального ремонта. Такой подход кажется математически корректным, но социально уязвимым. Почему собственники в доме, который ещё ни разу не ремонтировали, платят столько же, сколько соседи из здания с новой крышей и обновлёнными коммуникациями?
Законопроект предлагает дифференцировать минимальный размер взноса в зависимости от наличия у дома задолженности перед фондом капитального ремонта. Это особенно актуально в свете действующего механизма так называемых «внутрикотловых заимствований» — когда средства, собранные с одних домов, идут на ремонт других с обещанием последующего возврата. Проблема в том, что сроки возврата этих средств ничем не ограничены и могут достигать абсурдных 100 лет.
Таким образом, деньги попросту «замораживаются» в системе, а ожидание своей очереди для других домов становится бесконечным марафоном.
Предлагаемые изменения вводят предельный срок возврата — не дольше нормативного срока службы соответствующего конструктивного элемента. Это, по сути, означает отказ от модели «вечного долга» в пользу предсказуемого, замкнутого цикла финансирования. Впервые за долгое время в системе появляется не только контроль над расходами, но и элемент ответственности за их возврат.
«Эта реформа возвращает фонду капитального ремонта его институциональный смысл. Мы переходим от модели распределения по факту дефицита — к модели, где учитываются история, техническое состояние и платёжная дисциплина», — подчёркивает Павел Корниенко.
Законопроект также устраняет правовой пробел, связанный с новостройками. Сегодня практика показывает, что даже через несколько лет после ввода в эксплуатацию отдельные дома начинают требовать капитального вмешательства — технически преждевременного, юридически — не предусмотренного.
Хрестоматийный пример — комплекс «Белый город» в Ставрополе. Новый подход устанавливает чёткую норму: капитальный ремонт возможен не ранее окончания минимального срока эксплуатации конструктивных элементов, определённого нормативами. Это — способ превратить абстрактную гарантию качества в конкретное обязательство.
Ещё одна важная деталь — уточнение ответственности регионов. Сейчас субъект несёт субсидиарную ответственность, если региональный оператор не может исполнить обязательства. Однако новая редакция предлагает дать регионам более гибкие инструменты — в частности, использовать бюджетные средства для компенсации недополученных доходов. Это создаёт буферную зону устойчивости и снижает риски замедления региональной программы.
Предлагаемые меры не отменяют ни трудоёмкости, ни затратности капитального ремонта. Но они впервые формализуют то, что давно понимали на практике: деньги собственников — это не безличный поток, а ресурс с адресом, сроком действия и ответственностью. Иначе говоря, не просто вклад в общее благо, а инвестиция, которая, как и крыша над головой, должна быть защищена от протечек — и в прямом, и в метафорическом смысле.