Термин «публичная власть» уже твердо прижился в текстах нормативной литературы и в научных дискуссиях.

До недавнего времени, а именно до 2020 года, он использовался лишь как доктринальное понятие среди исследователей конституционного права и был легитимизирован в исторических поправках к Конституции Российской Федерации, которые были приняты в 2020 году.
Закрепление понятия «публичная власть» в тексте Конституции Российской Федерации видится важным и своевременным шагом. Следует согласиться с позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что принцип единой системы публичной власти, хотя и не нашел буквального закрепления в главе первой Конституции Российской Федерации, вместе с тем имплицитно следует из многих конституционных положений. Данная позиция доказывалась многими российскими правоведами с момента принятия Конституции и до сегодняшнего дня.
Убежден, что положения о единстве публичной власти создают огромный потенциал для ее эффективной организации и осуществления на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) и именно в интересах граждан. Более того, они создают новый тренд конституционного развития страны.
Вместе с тем, законодатель, внося изменения в статью 71 Конституции Российской Федерации о предметах ведения Российской Федерации и статье 72 названной Конституции о предметах совместного ведения Федерации и ее субъектов, не предложил унифицированный понятийный аппарат, и именно это послужило поводом для активных научных дискуссий в последующие после поправок годы. В то же время, определение понятия «публичная власть» через компоненты и признаки ее составляющие и ее содержание остались до конца нераскрыты.
На наш взгляд, законодательное закрепление понятия «публичная власть» прекратило бы всякие научные дискуссии о ее сущности и объеме юридического и политического содержания.
Главным признаком публичной власти является ее публичность, которая в свою очередь определяется как транспарентность и гласность деятельности власти в совокупности этих состояний, а еще — как открытость власти с наличием реальной возможности участия граждан в управлении государством.
Конечно, сами по себе поправки не решат всех проблем организации и осуществления публичной власти. Их созидательный потенциал необходимо реализовывать на уровне законодательства и правоприменительной практики.
В некоторых статьях новой редакции Конституции Российской Федерации провозглашен принцип единства публичной власти без всяких оговорок, так сказать, в абсолютном варианте.
Однако категория «публичная власть» включает не только органы власти, государственные и муниципальные, но и народовластие. Народ России, население субъектов федерации, а также население муниципального образования любого типа могут и должны участвовать в решении публичных дел. Более того, местная власть рассматривается в науке как промежуточная подсистема между государственной властью и властью общества.
К большому сожалению, в Конституции не нашла концентрированного отражения третья подсистема публичной власти – власть гражданского общества, или, как ее еще называют исследователи, общественная власть. Полагаю, что вопросы гражданского общества могли бы стать не только новой статьей, но и новой главой Основного Закона, что способствовало бы развитию гражданского общества и демократизации социальной практики.
Публичная власть — это не просто власть государства и власть местного самоуправления. Это власть общества, осуществляемая в его интересах, под его контролем и по его запросу. Именно в такой интерпретации Конституционные новеллы публичной власти, думается¸ дали бы максимально позитивный эффект, найдя отражение в законодательстве и правоприменительной практике.
В юридической литературе справедливо говорится о том, что публичная власть имеет несколько форм ее осуществления: государственная власть, общественная власть и власть местного самоуправления. Федеративная организация государства, специфика федерального регионализма и местного самоуправления предполагают особенности построения структуры публичной власти и наличие разных организационных форм ее осуществления.
И при этом в основе различного рода организационных форм осуществления публичной власти лежит, конечно же, как мы уже говорили об этом раньше, принцип народовластия. А свойством организации деятельности органов публичной власти и управления выступает легитимность осуществления властных полномочий.
Общественная власть — это разновидность публичной власти, сформированная на основе волеизъявления объединений граждан в целях реализации общественно-групповых интересов, достижения публично значимых результатов общественной деятельности, соответствующих сфере жизни общества и государства.
Таким образом, публичная власть, являясь полифункциональной категорией или системой понятий, потому что публичная власть — это не одно понятие, оно многокомпонентное, включает в себя различного рода органы власти и управления, осуществляющие свою деятельность на федеральном, региональном, и муниципальном уровне, которые в своей совокупности образуют единую систему. При этом, помимо этой системы, для которой характерен государственно-публичный характер, имеется и иной уровень публичной власти — власть общественная, которая образует различного рода совещательно-консультативные и иные органы общественного воздействия.
Применение понятия публичной власти на практике привело к формированию в доктринальном понимании, кроме существующих ее форм, еще одну общественную власть, которая замыкает триаду базовых элементов публичной власти и обеспечивает развитие диалектическое по форме и демократическое по содержанию.
«Дискуссии по поводу сущности публичной власти и многих деталей ее функционирования и практики ее применения, конечно же, будут продолжаться и впредь. Однако следует заметить важность тех поправок, которые были внесены в нашу Конституцию в 2020 году, поскольку до 2020 года разделение государственной и муниципальной власти на два различных, теоретически несоприкасаемых уровня, приводило к большим проблемам правоприменителей. И слава богу, и практические политики, и государственные деятели федерального и регионального масштаба находили в себе силы и способности — вот эти теоретические шероховатости преодолевать и успешно реализовывать поставленные государством цели», - прокомментировал директор Ставропольского филиала Президентской академии Юрий Васильев.