Лента новостей

Фонд развития промышленности дал мощный импульс экономики России

06:53

Модернизация рыбной отрасли приносит России значительную экспортную выручку

06:38

Поезд "Москва-Кисловодск" задерживается из-за минирования в Орловской области

13 сентября, 20:55

Воскресная школа в Ессентуках организовала для детей экскурсию и плэнер

13 сентября, 20:39

Аграрии Предгорного округа приступили к уборке органической гречихи

13 сентября, 20:37

200-летие села Труновского отметили концертом и чествованием заслуженных жителей

13 сентября, 20:22

Ремонт трассы Нальчик – Майский подходит к финалу

13 сентября, 19:29

В Пятигорском университете стартовал новый цикл программы «Обучение служением»

13 сентября, 19:08

Владимиров: О ставропольском проекте КАРДО узнали в мире

13 сентября, 18:50

Кадыров поблагодарил телеканал «Россия 1» за сюжет о чеченских бойцах

13 сентября, 18:05

В ДТП в Каякентском районе Дагестана погиб 71-летний мужчина

13 сентября, 17:46

На реках Ставрополья установили три новых гидропоста

13 сентября, 17:43

В Арзгире на избирательный участок пришли три поколения семьи Лавровых

13 сентября, 15:26

Садоводы Георгиевска собрали 5,7 тысячи тонн яблок

13 сентября, 15:22

По запросу бойцов Кисловодск отправил 3D-принтер для печати запчастей для дронов

13 сентября, 14:43

Ставропольцы приходят избирательные участки целыми семьями

13 сентября, 14:32

Владимир Владимиров поздравил жителей Невинномысска с 200-летием города

13 сентября, 14:20

На Ставрополье участились ДТП с участием подростков на байках

13 сентября, 14:17

Ставропольский психолог дала советы по борьбе с бездумным онлайн-шопингом

13 сентября, 13:13

Андрея Чемеркина похоронят в станице Новотроицкой на Ставрополье

13 сентября, 11:53
26 апреля 2025, 10:03

1160

Экспертное мнение из Ставрополя о применении ИИ в жизни школьника

Помощник в учёбе или источник стресса? Ставропольский эксперт высказал мнение применении искусственного интеллекта в жизни школьника.

Фото: СКФУ

Будущее образования и роль искусственного интеллекта в учебном процессе – тема, вызывающая всё больше вопросов у педагогов и школьников. Насколько реальна угроза замены учителей нейросетями, и может ли ИИ стать эффективным помощником в обучении?

«Вкалывают роботы – счастлив человек». Если лет 30-40 назад к этой фразе относились с лёгкой иронией, мол, человека и человеческий интеллект ничего заменит, если похождения киношного мальчика-робота вызывали только смешки – ну как это возможно, чтобы машина знала больше школьника, то сейчас родители и педагоги бьют тревогу. Искусственный интеллект (ИИ) настолько глубоко проник в наши жизни, что возникают вопросы – не перестанут ли наши дети интересоваться чем-то новым?

Действительно, такой риск есть, говорит эксперт высшей школы креативных индустрий СКФУ Александр Гапич.

"Современная культура – это культура мгновенного удовлетворения. Видеоплатформы, соцсети, мессенджеры и даже образовательный процесс превращаются в поток быстро сменяющихся стимулов. Если ИИ используется как замена мышления, а не как его стимулятор, то с точки зрения социологии, это меняет саму структуру социализации от любознательного исследователя к пассивному потребителю знания. Это не фатально, но требует переосмысления роли ИИ в образовании", – считает спикер.
Эксперт отмечает, что если использовать функционал ИИ грамотно, если научить машину не думать за ребёнка, а наталкивать его на построение какой-то гипотезы, рассуждение, то использование таких образовательных ботов может стать мостом к более осознанному обучению и развитию.

"Искусственный интеллект может негативно влиять на развитие творческого мышления, если его использовать как машину для поиска правильных ответов. Но он же может и стать катализатором активного развития, если представлять алгоритмы как инструменты совместных игр, провокатора идей или, например, цифрового собеседника. Если ребенок учится использовать ИИ как партнера по воображению, то развивается совершенно новый тип креативности, который современные исследователи называют человеко-алгоритмическое творчество. Это усиление личной идеи через алгоритмическое соавторство", – говорит Александр Гапич.

Но помимо этого, не стоит сбрасывать со счетов и то, что использование возможности ИИ может вызвать у школьников дополнительный стресс и тревожность. Дети, подчеркивает, эксперт, чувствительны к оценкам, сравнению, ожиданиям взрослых и к собственным успехам и неудачам, а когда в обучение вмешивается ИИ и «видит» ошибки ребёнка, прогресс, скорость обучения, то школьником это «подстраивание» может восприниматься как чувство постоянного контроля.

"Это то, что в современной психологии называется цифровым перфекционизмом. Ребёнок чувствует, что алгоритм «оценивает» его каждую секунду, что в конечно итоге может вызывать как стрессы, так и апатию, и индифферентность к процессу обучения", – комментирует Александр Гапич.
С позиций социологической науки, внедрение искусственного интеллекта меняет образовательную культуру в целом. Если полностью внедрить ИИ в процесс образования, пострадают и ученик, и учитель. Первому будет не хватать эмпатии, а второй может потерять ощущение собственной нужности.

"Внедрение ИИ в образовательный процесс будет успешным только тогда, когда учитель будет не просто пользователем и модератором, а сам станет лидером образовательных изменений", - уверен Александр Гапич.

Избежать негативного влияния искусственного интеллекта достаточно просто. Нужны простые, но эффективные меры, к которым относятся цифровая гигиена, развитие креативного мышления, эмоциональная поддержка, ну и конечно, поддержка родителей и учителей.