Лента новостей

Туристы губят лавандовые поля на Ставрополье

08:57

В Ставрополе и еще семи городах проведут всероссийскую ярмарку трудоустройства

08:24

В Ессентуках завершён капремонт крыш трёх пятиэтажек за 16,8 млн рублей

06:29

Отечественный ТЭК проходит период структурной трансформации

06:22

Поддержка семей — приоритет национального развития

06:08

Глава района в Дагестане подписал контракт и отправился на СВО

18 июня, 23:04

Ингушетия на полях ПМЭФ-2025 подписала соглашение о сотрудничестве с двумя вузами

18 июня, 22:27

Групповой случай заболевания бруцеллезом выявили в Дагестане

18 июня, 21:42

Герой труда Ставрополья направил премию на закупку дронов для бойцов СВО

18 июня, 21:00

Ставрополье отметит День памяти и скорби акцией «Минута молчания»

18 июня, 20:49

В селе Донском завершен ремонт улицы Глинной по краевой программе «Развитие дорожной сети»

18 июня, 18:07

На Ставрополье спасатели потушили загоревшийся КамАЗ с отрубями

18 июня, 17:57

Евгений Бакулин анонсировал традиционный забег невест в Железноводске

18 июня, 17:13

В Ставрополе стартовал акселератор конкурса научной фантастики «Россия 2050»

18 июня, 15:23

В Ессентуках коммунальщики вывезли с кладбища шесть КамАЗов мусора

18 июня, 15:15

В школах КБР по нацпроекту откроют четыре агротехнологических класса

18 июня, 13:53

Главу Кайтагского района Дагестана уволили из-за жилья для детей-сирот

18 июня, 13:38

На Военно-грузинской дороге в Северной Осетии предотвратили взрыв цистерны

18 июня, 13:19

Жительница Черкесска лишилась полумиллиона рублей при лечении порчи через Интернет

18 июня, 13:18

На Ставрополье реабилитацию и диспансеризацию прошли 300 ветеранов СВО

18 июня, 12:52
26 апреля 2025, 10:03

1115

Экспертное мнение из Ставрополя о применении ИИ в жизни школьника

Помощник в учёбе или источник стресса? Ставропольский эксперт высказал мнение применении искусственного интеллекта в жизни школьника.

Фото: СКФУ

Будущее образования и роль искусственного интеллекта в учебном процессе – тема, вызывающая всё больше вопросов у педагогов и школьников. Насколько реальна угроза замены учителей нейросетями, и может ли ИИ стать эффективным помощником в обучении?

«Вкалывают роботы – счастлив человек». Если лет 30-40 назад к этой фразе относились с лёгкой иронией, мол, человека и человеческий интеллект ничего заменит, если похождения киношного мальчика-робота вызывали только смешки – ну как это возможно, чтобы машина знала больше школьника, то сейчас родители и педагоги бьют тревогу. Искусственный интеллект (ИИ) настолько глубоко проник в наши жизни, что возникают вопросы – не перестанут ли наши дети интересоваться чем-то новым?

Действительно, такой риск есть, говорит эксперт высшей школы креативных индустрий СКФУ Александр Гапич.

"Современная культура – это культура мгновенного удовлетворения. Видеоплатформы, соцсети, мессенджеры и даже образовательный процесс превращаются в поток быстро сменяющихся стимулов. Если ИИ используется как замена мышления, а не как его стимулятор, то с точки зрения социологии, это меняет саму структуру социализации от любознательного исследователя к пассивному потребителю знания. Это не фатально, но требует переосмысления роли ИИ в образовании", – считает спикер.
Эксперт отмечает, что если использовать функционал ИИ грамотно, если научить машину не думать за ребёнка, а наталкивать его на построение какой-то гипотезы, рассуждение, то использование таких образовательных ботов может стать мостом к более осознанному обучению и развитию.

"Искусственный интеллект может негативно влиять на развитие творческого мышления, если его использовать как машину для поиска правильных ответов. Но он же может и стать катализатором активного развития, если представлять алгоритмы как инструменты совместных игр, провокатора идей или, например, цифрового собеседника. Если ребенок учится использовать ИИ как партнера по воображению, то развивается совершенно новый тип креативности, который современные исследователи называют человеко-алгоритмическое творчество. Это усиление личной идеи через алгоритмическое соавторство", – говорит Александр Гапич.

Но помимо этого, не стоит сбрасывать со счетов и то, что использование возможности ИИ может вызвать у школьников дополнительный стресс и тревожность. Дети, подчеркивает, эксперт, чувствительны к оценкам, сравнению, ожиданиям взрослых и к собственным успехам и неудачам, а когда в обучение вмешивается ИИ и «видит» ошибки ребёнка, прогресс, скорость обучения, то школьником это «подстраивание» может восприниматься как чувство постоянного контроля.

"Это то, что в современной психологии называется цифровым перфекционизмом. Ребёнок чувствует, что алгоритм «оценивает» его каждую секунду, что в конечно итоге может вызывать как стрессы, так и апатию, и индифферентность к процессу обучения", – комментирует Александр Гапич.
С позиций социологической науки, внедрение искусственного интеллекта меняет образовательную культуру в целом. Если полностью внедрить ИИ в процесс образования, пострадают и ученик, и учитель. Первому будет не хватать эмпатии, а второй может потерять ощущение собственной нужности.

"Внедрение ИИ в образовательный процесс будет успешным только тогда, когда учитель будет не просто пользователем и модератором, а сам станет лидером образовательных изменений", - уверен Александр Гапич.

Избежать негативного влияния искусственного интеллекта достаточно просто. Нужны простые, но эффективные меры, к которым относятся цифровая гигиена, развитие креативного мышления, эмоциональная поддержка, ну и конечно, поддержка родителей и учителей.

СКФУ, эксперт