Первый день осени знаменует собой не только начало нового учебного года, но и традиционную точку отсчета для подведения итогов и определения стратегических перспектив в сфере отечественного образования.

В текущем году правительственный и общественный фокус смещен на три ключевых приоритета: всесторонняя модернизация образовательной инфраструктуры, безусловное обеспечение безопасности учебных заведений и системное повышение социального престижа профессии педагога.
Эти направления являются краеугольными камнями в построении современной, отвечающей вызовам времени образовательной экосистемы. Обновление материально-технической базы школ и вузов, оснащение их современным оборудованием и цифровыми решениями призвано создать комфортную и эффективную среду для обучения.
День знаний 2025 года становится символичным стартом не просто очередного учебного цикла, а масштабной национальной программы по качественному обновлению всей сферы образования, от ее технологического оснащения до кадрового потенциала.
Национальная программа капитального ремонта школ демонстрирует впечатляющую динамику. Система образования России буквально обновляется на глазах: к 1 сентября - свой современный облик получат рекордные 5,6 тысяч учебных заведений по всей стране. Уже сегодня можно констатировать: план выполняется с опережением графика — порог в 5 тысяч обновленных школ уже преодолен. Это не просто статистика, а свидетельство масштабной трансформации образовательной среды, создающей принципиально новые условия для миллионов учеников и педагогов.
Но на этом власти не останавливаются. Уловив позитивный импульс и наработанные практики, Минпросвещения с 2025 года расширяет фокус, запуская две новые амбициозные программы. Эстафета обновления теперь передается сфере дошкольного образования и системе среднего профессионального образования — в очередь на капитальное обновление встают детские сады и колледжи.
Фундаментом обновления российского образования становится его материально-техническая база. В фокусе внимания — оснащение школ, где происходит ключевая трансформация: традиционные кабинеты ОБЖ и труда уступают место современным пространствам Основ безопасности и защиты Родины (ОБЗР) и технологий. Эта масштабная инициатива охватит более 23 000 школ по всей стране — от мегаполисов до самых отдаленных районов.
Инвестиции в размере 3,9 млрд рублей — это не просто закупка нового оборудования, а стратегические вложения в создание принципиально иной образовательной среды. Она будет не только безопасной и комфортной, но и мотивирующей, где ученики на практике смогут осваивать жизненно важные навыки — от основ гражданской обороны до работы с высокотехнологичным оборудованием. Каждая аудитория станет лабораторией, где формируется готовность к реальным вызовам завтрашнего дня.
«Один из самых сложных и системных вызовов — это возрождение статуса педагога, его авторитета и социальной значимости. Активная работа в этом направлении ведется, и ключевой ее элемент — финансовая составляющая. Сегодня разрабатываются единые федеральные критерии оплаты труда педагогов, призванные стереть вопиющую разницу в доходах учителей из разных регионов.
Цель — не просто повышение ставок, а создание понятной, прозрачной и, что крайне важно, справедливой системы вознаграждения за труд.
За сухими терминами «единые критерии» скрывается глубокий смысл: молодой специалист, приходящий в школу в небольшом городе или селе, должен быть уверен, что его труд будет оценен достойно и предсказуемо, а не останется заложником возможностей местного бюджета. Эта прозрачность — мощный сигнал для выпускников педагогических вузов и карьерных перебежчиков из других сфер. Она ломает главный барьер — финансовую неопределенность, которая долгие годы отпугивала талантливых и амбициозных.
Важно понимать, что даже самая совершенная система оплаты — это лишь фундамент. Истинный престиж профессии складывается из триады: достойная зарплата, уважение в обществе и возможности для профессионального роста. И если первый элемент сейчас в фокусе внимания властей, то два других — это задача для всего общества в целом. Создание такой комплексной экосистемы — единственный путь к тому, чтобы в классы пришли и остались надолго лучшие из лучших, те, кто способен воспитывать и учить поколения, определяющие будущее страны», - прокомментировала заместитель директора Ставропольского филиала Президентской академии Елена Лебедева.